Новая музыка. Baremboim, Daniel & Friends. Tangos From Buenos Aires
cand_orel — 16.01.2023Даниель Баренбойм (ивр. דניאל בארנבוים, Daniel Barenboim, 15 ноября 1942, Буэнос-Айрес) — израильский дирижёр и пианист.
Как пианист дебютировал в 1952 году в Вене и Риме. Выступал в ансамбле со скрипачом Адольфом Бушем, пианистом Артуром Рубинштейном, играл с такими дирижёрами, как Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер. Первые записи Баренбойма относятся к 1954 году. В 1955 году он изучал композицию в Париже у Нади Буланже. В 1965 году стал руководителем Английского камерного оркестра и записал с ним как пианист и дирижёр все концерты Моцарта.
В период, когда его женой была Жаклин дю Пре, Баренбойм совместно с ней, со скрипачами Пинхасом Цукерманом и Ицхаком Перлманом, а также Исааком Стерном и Зубином Метой, исполнял и записывал исключительно камерную музыку, больше всего — Бетховена, а также Шуберта.
В Севилье Даниель Баренбойм вместе с Эдвардом Саидом создал оркестр «Западно-восточный диван», состоящий из молодых арабских и еврейских музыкантов. В соавторстве с Саидом написал книгу «Параллели и парадоксы» (2002).
В репертуар Баренбойма-пианиста входят композиторы от Баха до Булеза и Дютийё.
Начиная с 1973 года, когда он дебютировал в Эдинбурге моцартовским «Дон Жуаном», Баренбойм выступает также как оперный дирижёр, в 1981—1983 и 1986—1999 годах он был дирижёром Байройтского фестиваля. Кроме того, как аккомпаниатор, он записал вместе с Дитрихом Фишером-Дискау песни Моцарта, Брамса, Листа и Хуго Вольфа.
Баренбойм — шестикратный лауреат премии «Грэмми» (1976, 1991, 2002 — как дирижёр; 1990, 1994, 2001 — как пианист).
15 ноября Даниэлю Баренбойму исполнится 80 лет. Warner Classics прославляет великого музыканта, который с 60-х годов добился огромного успеха как на фортепиано, так и на дирижировании, альбомом, сделанным в середине 90-х, который близок его сердцу и аргентинскому происхождению, хотя и не относится к классическому репертуару. Танго среди друзей - Mi Buenos Aires Querido (названный в честь танго Карлоса Гарделя) еще раз доказывает весь талант и свинг Даниэля Баренбойма и пользуется огромным успехом с тех пор, как был выпущен Teldec на CD в 1996 году.
“Первые девять лет своей жизни я провел в Аргентине и только в Аргентине. Остальной мир был далеко. Все аргентинское было близко моему сердцу. Концепции космополитического существования или международного мышления еще не были пробуждены. Воздух, которым я дышал, был Буэнос-Айрес, язык, на котором я говорил, был испанский портеньо, а ритм, под который я танцевал (образно говоря...), был танго! Моим кумиром был Карлос Гардель. Почти полвека спустя я вернулся не только в Аргентину, не только в свое детство, но особенно к моему Буэнос-айресскому querido и многим другим замечательным мелодиям, которые составляют эту сентиментальную пластинку” — Даниэль Баренбойм – из буклета альбома
В интервью, сделанном в 90-х годах, Даниэль Баренбойм добавил: “В Аргентине в конце 1940-х годов не было пропасти между классической музыкой и танго, как не было пропасти между классической музыкой и джазом. Танго - это основная часть аргентинской популярной культуры; когда вы шли в ресторан или на вечеринку, вы слышали именно эту музыку. (...) Уже в детстве я был без ума от танго. Я все еще им являюсь”.
“Юный Дэниел обнаружил, что его привлекают горько-сладкие истории о страсти, трагедии и ностальгии в исполнении Гарделя, певца танго и автора песен, который оказал большое влияние на популяризацию танго во всем Западном полушарии и Европе. (...) В течение следующих десятилетий Баренбойм угощал друзей дома или на вечеринках фортепианными аранжировками танго, которые он слышал в юности. (...) Баренбойм никогда не думал о том, чтобы поделиться своей страстью к танго с публикой, пока в прошлом году он не вернулся в Буэнос-Айрес для концертов со своим берлинским оркестром Государственной капеллы. На приеме он обнаружил, что разговаривает о танго с молодым аргентинцем. Узнав об интересе Баренбойма к их исполнению, он предложил пригласить нескольких местных музыкантов, с которыми Баренбойм мог бы играть танго дома. Так он познакомился с Медеросом и Консолью. “В первый день мы просто играли ради удовольствия”, - говорит Баренбойм. “Тогда мы решили сделать запись. Итак, мы репетировали два дня и записали пластинку за один день”. (...) Как только он, Медерос и Консоль приступили к записи своей программы танго, Баренбойм был удивлен тем, как много характерного для танго рубато – тонкого изменения ритмического веса и акцента – все еще было у него под рукой, более четырех десятилетий спустя после отъезда из Буэнос-Айреса. Тем не менее, он настаивает на том, чтобы разделить заслуги в успехе диска со своими аргентинскими коллегами. “То, что они дали мне, было чистым ощущением танго, особенно в мелодической свободе на очень строгой ритмической основе. Исполняя танго, вы постоянно предвкушаете нисходящий ритм или идете за ним; это часть традиции. То, что я дал им, было необходимостью переосмыслить некоторые аспекты – скажем, громкость и прозрачность звука, – чтобы исполнение танго не звучало рутинно”. – "Чикаго Трибюн", октябрь 1996 г.
Треклист:
1. Astor Piazzolla: Verano porteño (Estaciónes porteñas No. 1)
2. Alberto Ginaster: La moza donosa
3. Horacio Salgán: Don Agustín Bardi
4. Astor Piazzolla : Tzigane tango
5. Astor Piazzolla : Invierno porteño (Estaciónes porteñas No.
3)
6. Ubaldo De Lío, Horacio Salgán: Aquellos tangos camperos
7. Astor Piazzolla : Primavera porteña (Estaciónes porteñas No.
4)
8. Carlos Gardel, Alfredo Le Pera: Buenos Aires querido
9. Astor Piazzolla : Adiós Nonino
10. Carlos Gardel, Alfredo Le Pera: El día que me quieras
11. Horacio Salgán: A fuego lento
12. Astor Piazzolla: Otoño porteño
13. Astor Piazzolla, Aníbal Troilo: Contrabajeando
14. José Resta : Bailecito