Норвежский торговый флот во Второй мировой войне. Часть 0.I - экономическое

топ 100 блогов maxdianov — 20.07.2024 Итак продолжаем обзор книги Кена Привратски "Норвежский торговый флот во Второй мировой войне". Но необходимо сделать некоторое отступление, которое, к сожалению,  снова выльется в отдельный пост. В предыдущем посте мы закончили на том, что благодаря сказочным барышам в ПМВ, норвежские судовладельцы смогли обзавестись новейшими быстроходными судами и пока страны-участники войны зализывали раны, норвеги деловито оккупировали многие океанские судоходные линии.
   Я, переводя абзац, где Привратски "прыгал" переходя то на англичан, то на норвежцев, сделал серьёзную ошибку, указав, что норвежское правительство вложилось в английскую нефть на Ближнем Востоке в 1908 году ( будущая ВР) и это де повлекло их  вложения в танкеры.  На самом деле это конечно английское правительство вложилось и ничего такого норвежцам абсолютно не предвещало - к 1914 году у них было всего 11  танкеров непонятно какого общего тоннажа и всё, никаких амбиций. Но в комментариях закономерно буквально сквозил вопрос: ведь всем известно, что огромный процент торговых судов после ПМВ отправился в отстой, на слом или продавался за бесценок. Торговля и ставки на фрахт рухнули почти до дна. Каким образом норвежцы в этом водовороте не только не прогорели, но и поднялись? Привратски этот вопрос объясняет туманно - путём манипуляций, которые были возможны при наличии больших свободных оборотных средств, и вложениями в новые суда, без особых подробностей. По крайней мере после ПМВ они (как отрасль) ни разу не сработали в убыток и медленно, но неуклонно шли в рост, даже во времена великой Депрессии. Пришлось пойти по ссылкам Привратски и, о чудо -  там оказалась свежая (2019 год) книга молодого норвежского историка Стига Тенольда Norvegian Shipping in the 20th Century, которая выложена им в абсолютно свободном доступе в пдф и епаб, а кто прямо вот хочет, может купить и твёрдую бумагу за 28 евро. Книга в доступе
здесь
Стиг Тенольд этот феномен объясняет на пальцах, глава его исследования о 20-х годах норвежского флота  так и называется: " Кризис? Какой кризис!!?". Норвежцев, в ходе войны так охватил бум морских перевозок, что любой прикоснувшийся к нему, становился Мидасом. В годы ПМВ нередки были случаи, когда в 11 утра судно покупалось за 3 миллиона крон, а в час дня продавалось за 4 миллиона крон. Цена подержанного судна на 80% превышала стоимость постройки аналогичного нового - потому что оно было доступно сейчас и приносило бешеные деньги.  Все возможные верфи были загружены до предела. Многие норвежцы заказали суда ( и даже стальные парусники с вспомогательными двигателями) в США, но когда американцы вступили в войну, их так накрыл  собственный бум, что они всё это тупо реквизировали, пообещав выплатить компенсацию. И действительно выплатили после войны, правда не в полном объёме... но норвежская крона сильно упала и получившие компенсацию в долларах норвежцы, в накладе не остались. Некоторые судовладельцы, создавшие акционированные компании, имели столько денег, что им пришлось создать и собственные банки.
         Когда было объявлено перемирие, многие судовладельцы мира были в восторге и инвестировали в новые суда, думая, что "наступил конец истории" (тм) и что эти суда сойдут со стапелей в 1920 году, и будут перевозить грузы в "эру процветания" Однако из-за загруженности верфей и финансовых флуктуаций, всё затянулось до 1922 года, когда рынок рухнул и наступила полная Фукуяма. Европа из финансового гегемона, превратилась в крупнейшего должника, но норвежцев это не касалось. Германия выплачивала репарации, Англия и Франция вылачивали долги США, у американцев у самих были внутренние проблемы. Национальные судоходства разумеется сильно страдали от торговых кризисов ибо "если торговля чихает, у судоходства простуда. Если торговля простужена, судоходство лежит с тяжёлой пневмонией(с). Плюс действительно свободная торговля, существовавшая до 1913 года, умерла окончательно. Многие тарифы, квоты, запреты и пошлины так и не были отменены, многие страны ввели жесткий протекционизм. А Норвегия  торговала считай только внешними перевозками. И вот парадокс  - хотя объёмы мировой торговли в денежном выражении падали, фактический объём грузоперевозок постепенно рос, а корабли как известно перевозят грузы, а не деньги. В 1937 году спрос на морские перевозки превысил уровень 1913 года на 75%, хотя мировая торговля к этому времени с трудом прибавила только 25% от того же 1913 года. Требовалось больше перевозок разного нового сырья, увеличивались средние расстояния, растущая специализация судов приводила к большем проценту переходов в балласте.
      В этих условия победить должен был тот, кто изначально имел хорошие стартовые условия и медленно, по миллиметру, но неуклонно увеличивал своё преимущество.  У многих просто не было денег выкупить новые суда в 1922 году.  А у норвежцев они были, они их купили и включился накопительный эффект - чем новее судно, тем меньше страховые взносы, лучше оборачиваемость, стоимость обслуживания и тд и тп. Норвежские суда успешно поучаствовали в контрабанде спиртного в США - дополнительный бустер. Тенольд кстати упоминает, что финские торговые суда Российской империи были отдельной нишей европейского судоходства, которую норвежцы тоже успешно заняли, после крушения империи.
       А теперь танкеры. Привратски также туманно объяснил, что многие американские нефтяные компании и будущая Бритиш Петролеум решили оптимизировать издержки, отдав перевозки на аутсорс, продав свои наличные танкеры за первоначальный взнос в 30% стоимости, а "остальное за счёт компаний". Как это?  Стиг Тенольд объясняет: остальное это подписанный покупателем 10-летний чартер работы на компанию и всё. Таким образом норвежцы сразу выкупили 28 танкеров с гарантированным многолетним чартером. А если они заменяли этот танкер дизельным, то ещё и получали экономию на кочегарах, и грузчиках угля, привилегированные цены на жидкое топливо, плюс скорость и оборачиваемость.
      Почему так получилось у норвежцев, а не у датчан, шведов, голландцев? Потому что в Норвегии по сути воцарилась талассократия, судовладельцы были элитой страны, плотно сросшейся с правительственными структурами. Норвежская Ассоциация судовладельцев была влиятельнейшей организацией в стране, достаточно сказать, что один из её председетелей Людвиг Мовинкель, в межвоенный период трижды становился премьер-министром, а многие судовладельцы были членами парламента, стортинга.  Штурм норвежцами рынка морских перевозок был планомерным и системным. Чтобы ни от кого не зависеть, они создали собственную структуру классификации и сертификации Det Norske Veritas, которая благодаря крайне высоким стандартам быстро стала одной из самых уважаемых на рынке. Это и постоянное вкладывание в новые суда, опять же приводило к экономии на страховках и т.д. Стиг Тенольд пишет, что только Греция и Панама смогли приблизиться к норвежскому "чуду", но стартовые экономические и внутринациональные условия, дали норвежцам преимущество.
   У Ассоциации судовладельцев была ещё одна важная функция: в случае войны именно она должна была официально лавировать между сторонами, заключая договоры. Норвежское правительство всегда могло сказать "это не мы, мы полностью нейтральны". Ассоциация очень хорошо усвоила уроки ПМВ и готовилась к ней серьёзно. Был создан специальный фонд для экстренного военного страхования судов и система оповещения судов о начале боевых действий. Норвежские моряки единственные в мире получили в средства спасения гидрокостюмы, которые позволяли им сухими находиться в воде, в вертикальном положении (надо бы найти фото и описание, это любопытно), в случае объявления войны, штатный запас спасательных средств требовалось увеличить на 20%. Кстати, я уже здесь писал, что у англичан была абсолютно скотская система, когда моряку прекращала начисляться зарплата с момента потопления его судна (такое по словам Тенольда было и у датчан). У норвежцев наоборот в таких случаях выплачивалась солидная премия и компенсация за утраченное имущество.
     Надо отметить, что система оповещения и инструкции сработали отлично и даже слишком. Прочитав радиограмму о начале боевых действий между Англией, Францией и Германией, с требованием немедленно взять курс на "безопасную гавань", исполнительные норвежские капитаны взяли под козырёк и развернулись. К ужасу англичан и французов, развернулись в поисках "безопасной гавани" и суда, которые шли с грузами к ним. Пришлось сразу давать радиограмму, что "гавани Англии и Франции тоже считаются безопасными". Тем временем англичане немедленно вызвали на переговоры норвежскую Ассоциацию и позвали с собой французов, у которых отрезались поставки угля из Германии, а необходимого тоннажа для доставки его морем, не было. На этом закончим обсуждать норвежский интербеллум и в следующей заключительной (надеюсь) части, закончим обзор книги Привратски уже военным периодом.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А расскажите, уважаемые соотечественники,  наксолько востребованы здесь в Америке среди русскоговорящего населения услуги в организации детских праздников. Делали с подругой что-то подобное в Москве до перезда,  думаю сейчас, а не замутить ли и тут такой бизнес.  Если вы с вашими детьми ...
Поздравляю всех непревзойденных рэфийцев и неподражаемых рэфянок с национальным праздником - всемирным днем цыган, который, если кто не знает, отмечается сегодня, 8 апреля. А почему национальным - на это вопрос еще несколько лет назад исчерпывающе ответил Тимур Шаов. По-моему, ...
Не пойму моду. То не пойму, почему она не на пользу, а во вред. Не к красоте, а к уродству. Идет девчонка. Ноги тоненькие, а на ногах _ огромные, на толстой подошве, зашнурованные, грубые солдатские ботинки. Так красиво? Тату. Сколько помню себя, татуировка всегда была уделом блатных, ...
Нас можно поздравить =) Вчера мы стали мужем и женой..(звучим красиво....да.. Мария и Максим )..тут все кричат горько..а мы целуемся, целуемся =))) И ничего не поменялось..все как и позавчера...семья, дети, заботы, и мы рядом и любовь =) просто теперь мы ...
Почему-то последнее время меня часто спрашивают, что означает мой ник в ЖЖ. Geschenk - по-немецки, "подарок". Я вольно прибавила к этому слову русское окончание -а, чтобы сделать его звучание более, пардон, женским:)) И было это... кажется... году в ...