Nordea. Отрицательные ставки скоро станут историей
taxfree — 09.02.2022
Nordea выпустили очередной обзор о финансовой политике ЕС. После того как стало ясно что в марте ФРС поднимет ставку и находится в цикле сворачивания стимулирования с ноября прошлого года, встал вопрос о том когда последует ЕЦБ за ФРС. Я всегда указывал, что ФРС ведущий центробанк в мире, не считая ЦБ различных бантустанов, которые делают что хотят. Все остальные ЦБ как правило следуют за ФРС, и особенно это касается ЕЦБ. Поэтому ЕЦБ сначала приступит к сворачиванию стимулирования, а затем к поднятию ставки. Рынок сейчас думает по другому, считая что ЕЦБ готов чуть ли не в марте поднять ставку. Рынок ошибается по моему мнению и сначала ЕЦБ объявит о сворачивании QE, и лишь затем поднимет ставку на периоде 4-6 месяцев. Реально ждать этого в декабре сего года. Надо также понимать на что это окажет влияние. Выиграют акции европейских банков. Тот же дойче банк уже растет и активно. Проиграет недвижимость.
Инфляционное давление в еврозоне растет, и мы ожидаем, что базовая инфляция останется выше 2% и в следующем году. На этом фоне ЕЦБ необходимо действовать: мы ожидаем, что решение об ускорении сворачивания будет принято в марте, а первое повышение ставки произойдет в декабре.
На прошлой неделе ЕЦБ проявил неожиданную ястребиную позицию, и, по крайней мере, отчасти по веским причинам. Повышательные инфляционные сюрпризы продолжаются, и даже если более половины текущей базовой инфляции объясняется ценами на энергоносители, давление базовой инфляции расширяется и усиливается быстрее, чем ожидали мы или ЕЦБ. Таким образом, мы пересмотрели наш прогноз по инфляции (см. ниже) и ожидаем, что ЕЦБ последует за нами в марте.
На этом фоне мы теперь ожидаем, что ЕЦБ
на мартовском заседании вновь повысит прогнозы по инфляции и примет решение ускорить сокращение объемов покупки облигаций, чтобы чистые покупки закончились примерно в конце августа
Начнет повышение ставок с 25 б.п. уже на декабрьском заседании
продолжить повышение ставок в 2023 году с дальнейшим повышением на 25 б.п. в марте, доведя депозитную ставку до нуля, и в сентябре.
Хотя сроки первого повышения ставки остаются неопределенными, вероятность принятия решения об ускоренном сокращении ставки на мартовском заседании выглядит вполне вероятной. В конце концов, ЕЦБ ясно дал понять, что повышение ставок не начнется до окончания чистых покупок активов, поэтому досрочное прекращение чистых покупок активов оставит ЕЦБ больше гибкости, чтобы начать ужесточение политики раньше, если того потребуют данные.

Мы считаем, что аргументы в пользу повышения ставок значительно укрепились.
Инфляционное давление растет, ЕЦБ открыто видит инфляционные риски в сторону повышения, и уже мартовские прогнозы занятости могут показать, что предпосылки для повышения ставок в рамках перспективного руководства центрального банка выполнены.
Многие члены Совета управляющих стали еще более осторожными в отношении продолжения чистых покупок активов и отрицательных ставок на более длительный срок. ЕЦБ, вероятно, воспользуется открывшейся возможностью, чтобы, по крайней мере, выйти из режима отрицательных ставок.
Даже многие из традиционно более "голубиных" членов ЕЦБ начали говорить об ужесточении политики.
То, что многие центральные банки по всему миру начинают ужесточать политику и повышение ставок уже оценивается финансовыми рынками, облегчает для ЕЦБ задачу начать повышать ставки.
Рыночные цены на повышение ставок должны облегчить ЕЦБ задачу нажать на курок

Естественно, все еще существуют препятствия для перехода ЕЦБ к более жесткой политике. Условия финансирования быстро ужесточились в последние дни, и хотя уровень условий финансирования остается легким, дальнейшее ужесточение может обеспокоить центральный банк. Здесь важно проводить различие между ситуацией, в которой еврозона находилась в прошлом году, когда ЕЦБ недотягивал до целевого показателя и аргументировал необходимость облегчения условий финансирования, чтобы помочь подтолкнуть инфляцию к целевому показателю. Если ЕЦБ переходит к ситуации, когда ему необходимо ограничить инфляционное давление, то ужесточение условий финансирования является средством для достижения этой цели. Тем не менее, резкое ужесточение, вероятно, все еще не отвечает интересам ЕЦБ.
Условия финансирования начали ужесточаться

Кроме того, даже после того, как ЕЦБ прекратит выкуп чистых активов, у него останется пространство для маневра за счет реинвестирования средств в Программу экстренных закупок на случай пандемии (PEPP), которую ЕЦБ обязался продолжать по крайней мере до 2024 года. Масштабы этих покупок немалые. Например, в прошлом году среднемесячный объем выкупов по PEPP составил около 16 млрд. евро. ЕЦБ по-прежнему готов в любой момент гибко использовать реинвестиции PEPP в разные периоды времени, классы активов и юрисдикции.
Кроме того, поскольку центральный банк владеет значительной долей долга правительств стран еврозоны, а начальная точка доходности облигаций исторически низка, риск по крайней мере умеренного повышения процентных ставок не должен представлять большой угрозы для устойчивости государственного долга, несмотря на высокий уровень валового долга.
С другой стороны, если ЕЦБ прекратит чистые покупки активов уже к концу лета, то дверь будет открыта для повышения ставок уже осенью. Мы считаем, что центральный банк захочет собрать больше доказательств особенно сильного давления на заработную плату, и поэтому считаем декабрь более вероятным сроком, чем сентябрьское заседание. Однако еще пара сюрпризов в виде повышения инфляции и/или неожиданно высоких показателей роста заработной платы могут подтолкнуть к планам повышения ставок уже в сентябре.
Мы считаем, что после первого повышения ставки ЕЦБ может повышать ставку еще два раза более быстрыми темпами (ежеквартально), чтобы довести депозитную ставку до нуля и доказать, что ужесточение началось, а затем взять более длительную паузу для наблюдения за развитием инфляции (при этом третье повышение ставки произойдет через шесть месяцев после второго). Первые два повышения ставки можно рассматривать как окончание нетрадиционных мер денежно-кредитной политики - отрицательных политических ставок - и поэтому ЕЦБ может быть более склонен делать это быстрее.
Мы не ожидаем каких-либо изменений в политике реинвестирования в течение нашего прогнозного горизонта до конца 2023 года, хотя ЕЦБ, возможно, придется снова мыслить творчески, если спреды государственных облигаций внутри еврозоны значительно расширятся.
Новый прогноз инфляции: базовая инфляция останется выше 2%
Мы повышаем наш прогноз по инфляции в еврозоне в связи с неожиданными данными и ожидаемым вторичным эффектом от текущей высокой базовой инфляции, более жесткого, чем ожидалось, рынка труда и глобального ценового давления, которое, как ожидается, продлится дольше, чем мы предполагали ранее. Новые прогнозы в двух словах:
Высокая инфляция сохранится дольше, но базовые эффекты приведут к снижению базовой инфляции во второй половине года.
Базовая инфляция будет выше, чем ожидалось ранее, частично из-за глобальных узких мест. Рынки труда в еврозоне также ужесточаются, и мы ожидаем, что рост заработной платы ускорится, в результате чего базовая инфляция будет немного выше целевого уровня инфляции ЕЦБ в течение большей части прогнозного периода.

Когда мы обновляли наш прогноз инфляции в еврозоне в октябре (см. анализ здесь), мы ожидали, что базовая инфляция достигнет пика в конце 2021 года на уровне около 3,5%, а базовая инфляция - чуть выше 2%. Однако свежие данные за январь показывают, что инфляция в январе продолжила расти и составила 5,1%, а базовая инфляция снизилась незначительно - до 2,3% (см. наш комментарий к этим данным здесь).
В октябре мы ожидали, что цены на энергоносители скоро нормализуются. В действительности, цена на нефть имела тенденцию к росту, а геополитическая напряженность усилилась, в результате чего цены на газ и электроэнергию в еврозоне оставались повышенными.
Однако базовая инфляция также преподнесла сюрприз в сторону повышения. Инфляция цен на услуги в месячном выражении ускорилась гораздо больше, чем мы ожидали. Месячные изменения цен на услуги в ноябре-январе были значительно выше, чем мы ожидали. Заметно, что недавний рост цен на услуги не только сконцентрировался в Германии, как летом 2021 года, но и получил широкое распространение. Межсекционный анализ показывает, что наибольший рост цен происходит в секторах, восстанавливающихся после пандемии: транспорт, рестораны и гостиницы, рекреационные и личные услуги.
Инфляция цен на энергоносители ускорилась до 28,6% в январе

Инфляция цен на услуги в последнее время была очень высокой

Инфляция в сфере услуг частично обусловлена коррекцией после пандемии

В перспективе - дальнейший рост цен под влиянием глобальных факторов
Понятно, что существует большая неопределенность в отношении будущих цен на энергоносители и их влияния на потребительские цены в Еврозоне, но мы продолжаем полагаться на фьючерсный рынок и поэтому предполагаем, что вклад цен на нефть и газ в инфляцию должен уменьшиться уже в ближайшие месяцы.
Помимо цен на энергоносители, ожидается, что глобальное ценовое давление останется повышенным в течение 2022 года. По-прежнему существуют значительные узкие места как в производстве, так и в логистике, и мы не ожидаем их скорого исчезновения. Данные, собранные ЕЦБ, показывают, что уровень запасов в производственном секторе еврозоны все еще низкий, компании продолжают сообщать о длительных задержках, и мы также знаем, что существуют значительные задержки в переносе глобального ценового давления на товары конечного потребления. Мы ожидаем, что активное восстановление экономики позволит компаниям перенести возросшие затраты на конечные цены. Более того, мы ожидаем, что сильная тенденция роста цен на неэнергетические промышленные товары сохранится в течение 2022 года, а в 2023 году замедлится.
Ожидается, что глобальные узкие места сохранятся дольше

Ужесточение рынка труда
Восстановление экономики еврозоны (рост ВВП на 5,2% в 2021 году) было уверенным, и мы ожидаем, что рост ВВП будет и дальше значительно превышать долгосрочный потенциал на уровне 4% в 2022 году и 2,5% в 2023 году. Одним из факторов, стимулирующих высокие темпы роста, особенно на юге страны, является внедрение NGEU, в то время как постепенное ослабление узких мест в цепочке поставок, как ожидается, поддержит рост в Германии. Смягчение политических рисков в Италии также сыграет важную роль в перспективах уверенного роста, и мы ожидаем, что Макрон продолжит структурные реформы на посту президента Франции.
Это означает, что разрыв выпуска, даже если он все еще отрицательный, уже значительно сократился и может быть практически закрыт к концу 2022 года. Учитывая значительные различия между темпами восстановления экономики в разных странах и секторах, а также меньшее количество иммигрантов во время пандемии, ограничения производственных мощностей, вероятно, усилят ценовое давление даже раньше, чем при обычном восстановлении.
Уровень безработицы уже опустился ниже допандемического уровня и составил в декабре 7,0%. Несмотря на то, что этот показатель по-прежнему несколько размыт сокращением рабочей недели, а вариант "Омикрон", вероятно, отсрочит восстановление экономики в начале 2022 года, перспективы рынка труда сильные. Мы по-прежнему считаем, что еще есть возможность для снижения уровня безработицы. Если принять во внимание самые низкие уровни материализованной безработицы в крупнейших экономиках в 2000-х годах и поверить, что реформы рынка труда, проведенные, например, в Испании во время еврокризиса, снизят там структурную безработицу, то можно сделать вывод, что уровень безработицы может снизиться почти до 6%.
Однако уже сейчас в еврозоне все чаще появляются сигналы о напряженности на рынке труда. Компании сообщают о рекордно высоких проблемах с набором персонала, но, с другой стороны, различия на уровне стран велики, и, похоже, что за пределами Германии эта проблема остается довольно ограниченной. Очевидно, что будущие тенденции в иммиграции также будут играть здесь важную роль.
Одной из положительных характеристик рынка труда еврозоны является рост коэффициента участия во многих странах. Это противоположная тенденция в США, и она может быть связана с обычно более низким пенсионным возрастом в Европе; есть признаки того, что, например, благодаря удаленной работе многие европейцы отложили свое решение о выходе на пенсию во время пандемии.

Рынок труда ужесточается

Заработная плата: тон меняется, и повышение минимальной заработной платы в Германии может иметь побочный эффект
В течение всего 2021 года давление на заработную плату продолжало оставаться под контролем, но уже сейчас мы видим признаки того, что в 2022 году ситуация быстро изменится из-за ужесточения рынка труда и высокой базовой инфляции, что ведет к повышению требований к заработной плате. Например, в Испании второй по величине профсоюз недавно повысил требование о повышении заработной платы в 2022 году до 5%.
В Германии новое правительство недавно решило осуществить обещанное повышение минимальной заработной платы до 12 евро в час сразу, уже в октябре 2022 года. Минимальная заработная плата, которая впервые была введена в размере 8,5 евро в час в 2015 году, до пандемии повышалась очень постепенно, менее чем на 2% в год. В 2021 году минимальная зарплата была поднята в общей сложности на 2,6%, а в 2022 году по ранее принятому решению минимальная зарплата должна была вырасти почти на 9% до 10,45 евро. Однако новое правительство решило, что минимальная зарплата будет повышена в октябре до 12 евро в час, что означает, что в целом минимальная зарплата в этом году вырастет на 25%.
Этот эффект, по крайней мере, в некоторой степени ощутят около 6 миллионов работников, или более 10% рабочей силы, но из-за очень быстрого и резкого повышения очевидно, что воздействие будет ощущаться на значительной части немецкого рынка труда. Уже есть примеры двузначного роста в некоторых секторах, и эта тенденция, вероятно, продолжится. Бундесбанк прокомментировал запланированное повышение уже в своем ноябрьском отчете, но поскольку решение было принято только в январе, декабрьские прогнозы Бундесбанка и ЕЦБ не учитывают его, а согласованное повышение заработной платы предусматривало лишь постепенное ускорение до 3% к 2024 году.
Когда минимальная заработная плата была введена в 2015 году, ее рост, по данным Бундесбанка, был несколько выше, но, с другой стороны, сейчас она затрагивает большую долю рабочей силы, чем тогда. Тогда центральный банк анализировал, что влияние как на заработную плату, так и на инфляцию было заметным, но не меняющим игру. Например, влияние на индекс потребительских цен оценивалось примерно в 0,1%-ный пункт, но хорошо, что анализ не охватывал все затронутые сектора. В целом, деловой цикл, конечно, может либо усилить, либо ослабить влияние повышения минимальной заработной платы в этот раз, в зависимости от напряженности на рынке труда и ценовой силы компаний.
Минимальная заработная плата резко возрастет в Германии в 2022 году

Если вам понравился пост, и вы хотите отблагодарить блог , просто зарегистрируйтесь по ссылке Это бесплатно.
|
|
</> |

Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Жить в мире? НЕТ!
Снова в Москву
Цена войны
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДО ТЫ О ВЕЛИКИХ
46
И еще одна королевская резиденция
Тверь. Галерея пейзажа имени Е. И. Зверькова. Основная экспозиция.
Семь девушек. Хореографический взгляд на древнюю легенду

