Non fiction 23

топ 100 блогов geneura01.12.2023
Мы в топ-листе
Мы в топ-листе

Да. На Московской книжной ярмарке “Non Fiction”.

Да, книжка не новая. Но решена по-новому.

Когда мы выпускали нашу первую «Снегурочку», еще были живы и Лосин и Токмакова. Книжку заметили читатели, но предъявили справедливые замечания по поводу некоторых картинок- разворотов, на которых в месте сшивки «зажались» некоторые детали.

Книгу переверстали. Теперь нет разворотов.

Их поместили в конец книги, где прибавилось послесловие издательства.

Оно - о берендеях (волшебное слово!), об Александре Островском, о русской народной сказке, о Снегурочке, которая стала символом новогодней ночи, о тексте Ирины Петровны и о картинках Вениамина Николаевтча.

Да. На Московской книжной ярмарке “Non Fiction”.

Да, книжка не новая. Но решена по-новому.

Когда мы выпускали нашу первую «Снегурочку», еще были живы и Лосин и Токмакова. Книжку заметили читатели, но предъявили справедливые замечания по поводу некоторых картинок- разворотов, на которых в месте сшивки «зажались» некоторые детали.

Книгу переверстали. Теперь нет разворотов.

Их поместили в конец книги, где прибавилось послесловие издательства.

Оно - о берендеях (волшебное слово!), об Александре Островском, о русской народной сказке, о Снегурочке, которая стала символом новогодней ночи, о тексте Ирины Петровны и о картинках Вениамина Николаевтча.

Отрывки послесловия - внизу
Отрывки послесловия - внизу

Двадцатидвухлетний Гоголь утверждал, что и он постоянно с ними встречался этим летом; очевидно, нафантазировал. Но надо сказать, что у Жуковского царь Берендей, вынув бороду из воды, отряхнулся «как гоголь». Есть такая утка-гоголь; может, и неслучайно она тут вынырнула. А вот откуда «вынырнул» царь Берендей? В пушкинской записи его нет; откуда же Жуковский взял его?

(…)

2. Берендеево болото.

«Далее, в краю лесов, найдёшь озеро Берендеево, и там услышишь предание, что тут существовал некогда город Берендеев, услышишь множество такого, о чём историку, знающему наизусть наши летописи, но не сходившему, так сказать, с места и в голову не приходило. (…) Имя Берендеева, его следы, доказательство его обитаемости, его место — всё не там, где бы по книжным мыслям должно быть, и наконец может произойти перемена в самой мысли, что такое Берендеи?»

(..)

3. Берендеи

Ох, давненько это было!..

Сколько лет - и не сочтете.

Над рекою синей-синей

Жили-были берендеи.

Вольт Суслов

Народ берендейский известен на Руси давно. Это было кочевое племя тюркского (огузского) происхождения. Кажется, сами себя они называли «байандыр», но в славянском языке это слово несколько исказилось.

Первое упоминание их в летописях относится к 1097 году: «…иже поидоша Берендичи ко мне» говорит теребовльский князь Василько Ростиславич. Много разных кочевых племен гуляли тогда по нашей земле, то воюя с князьями русскими, то заключая с ними союзы. Торки, огузы, печенеги… вместе их еще называли «Черными клобуками», из-за черных головных уборов. (Нынешние каракалпаки - возможно, одни из их потомков). Они находились в зависимости от более сильных половцев, восставали, были ими биты, бежали на Русь, где и осели, оставив кочевой образ жизни. И сами обороняли эти земли от тех же половцев. Не так просто было «осесть на земле» бывшим лихим воякам: в 1120 году Владимир Мономах принужден был выгнать берендеев из Руси, однако со временем все как-то улеглось.

Из летописей они исчезают где-то в XIII веке, оставив следы на карте. Деревни Берендеево есть в Ярославской, Вологодской, Костромской областях. Одна из них (Ярославская) в XIX веке стала железнодорожной станцией, мимо которой проезжал в свое имение Щелыково под Костромой великий русский драматург Александр Николаевич Островский.

(…)

Так бывает: одно слово обрастает легендами и само становится сказкой. И какой!

Говорят, а может, брешут,

Будто знали берендеи

В поле каждую травинку,

В речке каждую тростинку

И с цветами луговыми

Разговаривать умели…

Вольт Суслов

4. Снегурочка.

Островский написал много пьес - из купеческой, чиновничьей, мещанской, народной жизни. А «Снегурочка» у него одна такая. Это пьеса-сказка. Весенняя сказка.

Что-то для нее Александр Николаевич взял у другого Александра Николаевича - Афанасьева, великого российского собирателя и знатока сказок и мифов. У того во втором томе главного труда всей жизни - «Поэтические воззрения славян на природу» - приводится сюжет о бездетной паре, слепившей себе дочку из снега.

В народных русских сказках из собрания того же Афанасьева мы нашли только одну Снегурочку (том I, «Снегурушка и лиса», #34), и она не слеплена из снега. А снежная героиня появилась у него в исследовании славянских мифов для иллюстрации обожествления язычниками-славянами сил природы - Солнца, туч, ветра… Афанасьев, приводя разбор этой сказки, указывает, что взял ее из историко-литературного журнала «Киевлянин» за 1840 год, издаваемого М.А. Максимовичем. В этой сказке Снегурочка тает, перепрыгнув через костер на празднике в день Ивана Купалы. И превращается в тучку.

Языческая страна берендеев из родных Островскому мест (в Щелыкове тоже берендеевский след есть, а пуще того Ярилин) приютила героиню славянской сказки. Только там она стала дочерью Мороза и Весны. А праздник Купалы стал праздником Ярилы.

Поначалу пьесу мало кто понял. Уж больно она выбивалась из творчества великого драматурга, которого все знали как реалиста, обличителя «темного царства», сатирика… а тут - царство светлое, небывалое, где люди живут счастливо, в гармонии с природой, и правит ими мудрый, добрый царь.

Даже Некрасов не захотел печатать такую безыдейную сказку в своих прогрессивных «Отечественных записках». И зрители не жаловали ее поначалу. Хотя музыку к этой пьесе написал сам Петр Ильич Чайковский, и премьера ее была не где-нибудь, а в Большом театре. Но после девяти спектаклей пьеса была снята с репертуара. Еще бы: длилась она около пяти часов. Не готова была еще публика к таким постановкам.

Но время шло, и все менялось. Были же и те, кто принял эту сказку сразу, или чуть погодя. Кроме Чайковского, оценили "Снегурочку" и И.А. Гончаров, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.М. Горький…

После Чайковского за нее взялся Римский-Корсаков, и сделал из сказки оперу. Ее премьера состоялась через десятилетие после премьеры пьесы. И - это уже было начало успеха.

Над «Снегурочкой» в разных ее вариантах трудились самые талантливые художники - Васнецов, Рерих, Кустодиев, Коровин, Врубель… Роль Снегурочки в опере исполняла в том числе и жена Врубеля - актриса Hадежда Забела-Врубель. Она казалась зрителям «самой Снегурочкой, дочерью Весны и Мороза». Художник нарисовал ее портрет в этой роли.

Снегурочку же изобразил на картине и Виктор Михайлович Васнецов. Именно этот образ и стал нашей, всем известной Снегурочкой новогодней ночи - прекрасной девушкой в белой шубке, отороченной мехом шапочке… кстати, васнецовские сценические костюмы берендеев были настолько блистательны, что и в следующем столетии их гаммой вдохновлялись французские кутюрье.

И сама Снегурочка зажила долгой жизнью. Стала появляться в стихах, в колыбельных песенках, ее образ подхватили поэты Серебряного века… а подлинное чудо случилось в веке двадцатом.

Тогда у нас, после революции, стали как-то недобро глядеть на Рождество - как на религиозную пропаганду. А заодно уж - и на елку и звезду рождественскую, да и на Деда Мороза… а детям нужен праздник. Который чуть было не запретили сгоряча.

Но мудрые большевики передумали и поступили, как в свое время поступали церковники. Вместо того, чтобы запрещать народные языческие праздники, те приурочивали их к своим, религиозным. Кстати, поначалу ведь и церковь ко всем елочным делам относилась с подозрением. А потом - Рождественская звезда, малютка Христос, волхвы…

Советским детишкам вместо старорежимного рождества предложили Новый год. Очень удачно получилось. Ну, а где Новый год, там и Дед Мороз. И Снегурочка тоже пригодилась. Только теперь, в отличие от пьесы Островского, она уже не дочка ему, а внучка. Так что порой даже возникает вопрос: а где мама с папой?

Вы только подумайте - персонаж одной пьесы, не слишком тепло поначалу принятой публикой - сошел со сцены, полюбился всем детям (и не знающим вовсе никакого Островского) и теперь не просто встречает нас на пороге каждой новогодней ночи - нет, она стала ее символом! Как елочка, как цепи и мишура, как яблоки, как все золотые шары…

И почему-то хочется верить, что и она и Дед Мороз, и сама новогодняя елка - пришли из какой-то заповедной исторической глубины, из древних обычаев и преданий… а ей и двух веков нет от роду.

Так творится мифология. Впервые внучка деда Мороза возникла на первой официальной новогодней ёлке в Доме Союзов в 1937 году. Начинались смутные, страшные времена. Но Снегурочка не ушла, не растаяла, а осталась с нами, хочется думать - навсегда.

Разумеется, наша новая Снегурочка далека от своей прародительницы - ей друзья зайчики и мишки, а не Лель и Мизгирь. Но ведь и ту забывать не следует.

5. Сказка

«Попасть в Берендеево царство – все равно, что в Невидимый град: надо потрудиться, надо быть сильным и чистым сердцем».

Михаил Пришвин. Родники Берендея

В сказочном царстве так много зависит от Ярилы-Солнца, всесильного бога любви, света, тепла, урожаев! Но вот уже пятнадцать лет Ярило не радует берендеев. Из года в год лето становится все короче, холоднее. Скудеют поля, скудеют и чувства людские. В сказочном народе поселился разлад. Это остро чувствует премудрый царь Берендей.

Он не знает, что эти пятнадцать лет в лесу, в его царстве, в его сказке живет удивительная героиня. Она не знает любви. А любовь так нужна берендеям!

(,,,)

6. Картинки.

Автор иллюстраций к этой книге, Заслуженный художник России Вениамин Николаевич Лосин, тоже очень любил «Снегурочку». Уж он, когда начинал работать над книгой, досконально был в материале. И про Снегурочку, берендеев и Мороза знал всё, во всех ипостасях - Карачун, Трескун, Студенец… Герои, рожденные его кистью, ничем не уступают шедеврам его великих предшественников - Врубеля, Васнецова… да пожалуй, что и превосходят, ибо это не просто костюмированные персонажи - за каждым стоит живой человеческий характер.

Вот сидят перед избой Бобыль с Бобылихой - хитрые, жадные и недалекие приемные родители Снегурочки. Лосин как никто умел изображать героев русских сказок - Иванов-дураков. Здесь немного другой народный тип, но схвачен верно.

А вот настоящие родители нашей красавицы - Мороз и Весна-Красна: он - суровый, обветренный, как скала, старик, она - прекрасная славянская девушка.

А вот и враг Мороза - бог солнца Ярило: в одной руке Солнце держит, другой сноп к себе прижимает.

Сама Снегурочка пригорюнилась, грустно ей… а пастушок Лель на дудочке играет, девицы водят хоровод вокруг соломенного чучела Масленицы, скоморохи пляшут, слепцы играют песню, леший из-за дерева выглядывает…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
28.11.2023 Шергин
Архив записей в блогах:
Заехал вчера в Yummy Market. Прямо под знаком "стоянка запрещена", перекрывая половину дороги стоит этот ?%:?*** (номерной знак ATHF 464). Под зеркалом заднего вида огроменный крест, почти как у Гундяева. Бросил машину, создал аварийную ситуацию и ушел за покупками. Есть ли идея, как с т ...
Булочки с маком, шаверма с коноплей. Специальное меню для настоящих индейцев в ...
Червей копать не нужно, вставать рано утром тоже не обязательно (хотя и желательно), а уж брать с собой в такую жару водку  - вообще убийство. Рыбаки-"дикари", например,  ловят тут рыбу где придётся. Муж моей двоюродной сестры, скажем, имеет лодку, хорошую удочку или как это ...
wise-cat вывесил фотку Илья Репин: венчание Императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны, 14 ноября 1894 года. Чин Камергера появился в России при Петре I и первым действительным Камергером 8 марта 1711 года стал внучатый брат Царицы Натальи Кирилловны С.Г. ...
Про выставочный проект ЦВЗ Манеж «Политехнический музей: Создавая настоящее»  я уже писала. Основой первого поста были мои впечатления, как человека, когда-то имевшего отношение к некоторым отраслям, которые представлены в ретроспективе от «времен Очаковских»:) Только кураторы ...