Нынешней молодежи не понятен страх детдома. Нет сейчас советских детдомов
von_hoffmann — 01.06.2021К "Международному Дню защиты детей".
Анастасия Миронова
На днях увидела в Инстаграме отзыв на свою книгу про 90-е от совсем молодой девушки, вряли ли ей больше двадцати. И я стала себе представлять, как она видит и понимает описанную в "Маме!!!" реальность. Даже если это очень образованный человек, который по книгам, документальным фильмам знает девяностые не хуже, чем я, к примеру, конец семидесятых, все равно ведь есть в моем тексте что-то, что новые поколения уже не поймут. Я читала отзыв и чувствовала: умная девушка прекрасно во всем разобралась, но я сразу увидела, что она не поняла едва ли не главного.
Детдом! У нынешних двадцатилетних нет леденящего душу страха перед детдомом, который был тогда у всех детей, росших в неполных или неблагополучных семьях.
Все, кому сейчас больше тридцати, помните, как вы в детстве представляли детдом? Это ведь было самое страшное. В конце восьмидесятых детдома почти не показывали по телевизору, да и телеканалов было мало, у нас в Тюмени "вторая кнопка" появилась, однако, в 1989 году. Газеты в пять-шесть лет мы еще особено не читали, но откуда-то знали про советский детдом и детдомовцев. Я абсолютно уверена, что уже в пятилетнем возрасте я четко представляла, что детдом это такое место, где дети живут скопом, у них воруют еду, где слабых забивают сильные, где процветают издевательства. Детдом - самое страшное, что могло случиться с ребенком в 90-е. И беспризорников тогда было так много потому, что подростки предпочитали жить стаями под теплотрассой, чем идти в детдом.
Из детских домов бежали. Слово "детдомовец" внушало ужас.
Лично я, живя с одной лишь мамой и с бабушкой, которая надолго уезжала к младшей дочери в другой город и в итоге там осталась, больше всего боялась детдома. Именно этот страх детдома много раз прорывается у главной героини в романе "Мама!!!" Быть дочерью матери-одиночки на Лесобазе начала 90-х означало всегда думать о детдоме. Если мама не вернется с работы, ее ребенок, вероятнее всего, попадет в детдом. У меня, например, было мало родственников, я не рассчитывала, что кто-то меня заберет, хотя была бабушка, но она подолгу уезжала: пока она приедет, пока то, се...
Книга написана о том, о чем она рассказывает в ключевых сценах. Все мои ключевые сцены - о страхе остаться ребенку одному в этом мире рабочей окраине 90-х. А финал романа должен бы сказать читателю, что главное в нем - описание трагедии детства, проведенном в страхе без вечно работающей мамы и в страхе за маму. В финале у главной героини все становится хорошо, но другая девочка теряет отца и теперь ей предстоит нести ношу дочери матери-одиночки. А ноша эта означает - постоянно бояться ходить по коридорам одной и опасаться детдома. Потому что если вдруг мама не придет, ребенка ждет страшный советский детдом.
И матери это тоже знали. Возвращались в день "получки" с работы - 600 метров по темным заснеженным гаражам. Сожмутся все, съежатся, ухо из-под шапки меховой высвободят, чтобы каждый шорох слышать, чтобы ускользнуть, обхитрить грабителя, добежать до остановки.
Потому что если не добегут, если дадут им в переулке трубой по шапке, ребенок попадет в филиал ада на Земле
Туда, где его будут бить тетки, забивать толпой старшие дети, где у него будут отнимать скудную еду, где норовистых мальчиков будут пристегивать на ночь к кроватям, а к девочкам пускать по билетам ночью дяденек из соседней сауны.
Вот это все сегодняшним 20-летним непонятно. Я думаю, что сцены с маленькой Сашей, где она теряет рассудок от страха перед детдомом, нынешним молодым непонятны. Нет уже таких детдомов. Конечно, жизнь сирот не сахар. Но я уверена, что сегодня даже в глубинке не найти таких детских домов или интернатов, где бы били, морили голодом - контроль все же есть. Я сама была и в домах малютки, и в интернатах - точно знаю, что этот чудовищный образ советского детдома в прошлом, только мы его помним, молодые не знают. Ну попадешь ты в детдом - трагедия, конечно, но не конец: будешь сыт, одет, обут, вряд ли тебя там будут колотить, если маленький, вероятно, что тебя сразу пристроят в семью... Многие дети неблагополучных родителей даже мечтают сегодня от детдоме.
А вот мы, кто постарше, помним и те детдома, и страх. У меня он до сих пор влияет на жизнь. Я давно заметила, что избегаю, к примеру, садиться в машину двоем с мужем и без дочки. Насчитала только два раза, когда нам приходилось это неизбежно делать - ехать куда-то вместе без дочки. И перед обеими этими поездками я страшно волновалась.
Понимаете, я боюсь, что если мы с мужем оба разобьемся, наш ребенок попадет в детдом, потому что у нас вообще нет никаких близких родственников в возрасте, при котором возможна передача под опеку
Поэтому я любой ценой избегаю поездок на машине с мужем и без дочки. Или по одиночке, или втроем, чтобы в случае ДТП все разом... Ну, вы поняли. Страх иррациональный...
Еще моя бабушка в детстве пару раз сама пугала меня детдомом. Какой-то дальний родственник ее последнего мужа служил в приемнике для подростков. И бабушка вдруг стала мне говорить, что она меня отведет в детдом, если не буду ее слушать.
Послушной я из-за таких угроз не стала, зато впала в ужас перед этой угрозой настолько, что, ужа сама воспитывая ребенка, поймала себя на том, что дважды испугала ее детдомом. Но не для угрозы, а когда дочка делала что-то опасное. Например, один раз она сама открыла калитку и зашла на участок, где свободно бегала наша 50-килограммовая алабайка. Собака не выскочила, но я очень испугалась. И сказала дочке, что если собака кого-нибудь загрызет, нас с папой посадят в тюрьму, а ее поселят в детдоме.
Вечером я сидела над спящей дочкой и плакала. Мне было стыдно и неприятно, что я не смогла удержаться и не выплеснуть на дочь свои детские страхи. Ведь просто все работает: меня пугали детдомом - давай и я тебя испугаю.
Этот страх детдома очень современным детям точно не понятен. А меня он в свое время парализовал.
Найдено здесь: https://zen.yandex.ru/media/mironowa/nyneshnei-molodeji-ne-poniaten-strah-detdoma-net-seichas-sovetskih-detdomov-6033898e756eeb31f0a48ccf
или