Николай Михайлович Мендельсон и его дневник

топ 100 блогов humus19.01.2023
Николай Михайлович Мендельсон (15 февраля 1872, г. Иркутск, Российская империя – 16 февраля 1934, г. Москва, РСФСР, СССР) — журналист, педагог, этнограф, фольклорист, историк литературы, общественный деятель Иркутска.
Окончил иркутскую гимназию. После революции работал библиотекарем Публичной библиотеки имени Ленина.
Начиная с 1917 г. Н.М. Мендельсон постоянно вел дневник, озаглавленный им «Pro me» (Для себя). И действительно, в него вносились личные впечатления и оценки обстоятельств окружающей жизни, поступков и действий сослуживцев, родных и знакомых; а также информация о событиях в церковной, научной, литературной и театральной жизни столицы.
1903. Николай Михайлович Мендельсон

1917 год
28 февраля
23-го уехал в Петроград по делам торговых классов. Приехал во 2-м часу дня. С Невского /проспекта/ должен был свернуть: у Гостиного двора, во всю его длину и во всю ширины улицы — толпа…Пение, красные флаги. Останавливают трамваи. 25-го — трамваи забастовали. Утром и днем на Невском вчерашняя картина. Вечером на вокзал кружным путем. Вокзал заперт, выпускают через калитку в ворота.
4 марта
События идут с головокружительной быстротой…Николай II отрекся за себя и сына в пользу Михаила, этот — до созыва Учредительного собрания. Вступаем в полосу бури…Война, продовольствие, остатки старой правительственной сволочи…А там — республика или парламентарная монархия? А социальный вопрос…А наша великая некультурность, и недисциплинированность!…Боже, спаси родину…
23 августа
Гибель России — это не фраза, не слова только…Революции не было, самодержавия никто не свергал. А было вот что: огромный организм сверхчеловека, именуемый Россией, заболел каким-то сверх-сифилисом. Отгнила голова — говорят: «Мы свергли самодержавие». Вранье: отгнила голова и свалилась. Теперь гниет все остальное, сверху до низу…Надвигается голод. Рига взята. Всюду развал.
29 августа
Восстание Корнилова. По сведениям утренних газет — бой под Лугой. Неужели со стороны Корнилова только авантюра?…Пишутся последние страницы истории России, великой России…Голод надвигается. Как проживем зиму?
28 октября
Авантюра большевиков с захватом власти. «Буржуазные» газеты лишены возможности выходить. «Свобода слова», осуществляемая рванью в солдатской форме и с оружием, которая заняла типографии и редакции «Русского вестника» «Утренней России» и т.д.
30 октября
В ночь на сегодня дежурил от 11 до 3 утра. Ночь бурная. От 11 до 2 беспрерывная канонада — орудийная, пулеметная, ружейная — в сторону Чугунного моста или Кремля, — трудно разобрать. Отдельные выстрелы вблизи…
Хлеба с завтрашнего дня ¼ фунта. Говорят, большевики объявили на фронте перемирие. Теперь солдатская масса ринется сюда!
Приходили члены местного военно-революционного комитета, потребовали (корректно) сдать оружие, оставив лишь три револьвера.
31 октября
Хлеба дали по ½ фунта, на ¼ перейдем, дай Бог, завтра. Дежурил с 3 до 7 утра. Ночь не лучше, если не хуже предыдущей. Стреляли откуда-то, как будто с Воробьевых гор или с Калужской площади, — тяжелыми снарядами. Отблеск, несколько секунд гудения, тяжело-звонкого упрямо режущего воздуха, опять блеск и…бах!…Где разрыв — определить не могу. Так было странно утром: ясное небо, звезды, звон к ранней обедне, такой мирный, а одновременно с ними, не заглушая и не заглушаясь, трескотня пулеметов, ружейных выстрелов…Гибнет Россия!…Завтра хоронят у стен Кремля…Старый седой Кремль, до чего ты дожил.
13 ноября
Сегодня хоронили юнкеров, студентов, гимназистов. Мы с Верой в начале 11-го были у церкви Большого Вознесения. В церковь нельзя было пробиться. При нас вносили гробы. Их много…Некоторые по размерам — для мальчиков 14-15 лет. Много молодежи. Оркестр какого-то учебного заведения. Толпа молчалива. Погода адская. Из церкви выносили около 3-х часов. Ни цветов, ни лент, ни плакатов…И это внушительно. Тишина и слезы сдержанные.
Большинство гробов несут на руках военные и учащиеся. За одним гробом запомнился мне весь обвязанный и на костылях молодой прапорщик. Чудный хор. Впереди митрополит, архиерей, духовенство. Совсем непохоже на похороны большевиков. «Тех с песнями хоронили, а этих — по-православному», — говорят в толпе. Преобладала молодежь. Впечатление большое. С Верой сделалось нехорошо, и мы ушли, не дождавшись конца очень длинной процессии.
1918 год
1 января
Что Новый год — то новых дум,
Желаний и надежд
Исполнен легковерный ум.
И мудрых, и печальных.
Что даст новый год — неведомо, но будь проклят старый — 1917-ый.

…Между прочим, вчера у Хвостовых спросил батюшку Михайловского: «Что же, Вы будете в церкви читать послание Тихона, анафематствующее большевиков? — Нет, боязно, опасно! — А это еще приличный батя!

Вчера пошел в церковь на всенощной. Накануне был оповещен, что будет собрание прихожан по поводу сегодняшнего крестного хода. После богослужения батя длинно и нудно читал декрет об отделении церкви от государства, послание патриарха, резолюцию Собора, отзывы иноверных и инославных пастырей, описание крестного хода в Петрограде…Все это столь же нудно и маловразумительно толковалось. Затем произнес речь. Я не дослушал ее и ушел…как батя, прочитав длинный ряд большевистских фамилий-псевдонимов (некоторые я слышал впервые), раскрыл их еврейские подлинники, и, прибавив, что список он получил от верного человека, стал многозначительно распространяться на тему: «Вы знаете, что за люди, евреи, как они относятся к вере Христовой» и т.д.
7 июля
России давно уже нет. Есть сволочной, сверху донизу, русский народ, которому все равно быть чьим-нибудь рабом.
29 июля
Из трамвайных разговоров: «Мощи из Кремля большевики велели убрать: будут Кремль взрывать»
30 августа
Сегодня, идя в училище на заседание Совета, слышал крики газетчиков: «убийство Урицкого!». На Совете много «треволненных» вопросов. Как быть с церковью, ее уничтожить, имущество продать?.

Хорошо и духовенство наше! Можно было бы спасти нашу церковь, сделав ее приходской. Для этого, в ряду других условий, нужно соглашение с соседним приходом. Соседний приход — Фрола и Лавра — один из самых больших в Москве — до 500 домов. Наш батя просил уступить для образования прихода 5 домов. Ни за что!

Потрясающий рассказ П.И. Мартынова (ему я верю) о том, как в Калуге из одной домовой церкви сделали кинематограф.

Я не причисляю себя к православным-ортодоксам, но я религиозный человек, верю в Бога, в мир духовный. Я ценю христианство, но чуда воскресения не приемлю. И все же православие мне дорого, хорошее православие. Люблю его с детства, поэзию ее службы, поэзию всенощной и панихиды особенно. И возмущает меня до глубины души и травля религии, и отношение к ней «с кондачка», и насмешки. Равнодушия же к религиозным вопросам я просто не понимаю.


…Вечером, после Совета, в заседании домового комитета Щукин сообщил, будто вечером, где-то в наших краях, было покушение на Ленина. Враки, вероятно, — объясняемые стихами Грибоедова[7]: «Когда нам скажут, что хотим, куда как верится охотно!»
31 августа
Ленин, действительно, ранен.
5 ноября
Две современные частушки:
На заборе долго сохла
Перелинка женина,
Моя теща, чуть не сдохла,
Увидавши Ленина.

***


Искривилась вся походка,
Изопрела вся нога,
Каждый день ходи на сходку,
Митинга, да митинга!

6 ноября
Сегодня «Известия» почти целиком посвящены годовщине. Все хорошо, но как дошло дело до «экономических достижений» — плохо! А вот тут «зарыта собака». В стороне Кремля — яркое зарево иллюминаций, фейерверк. Город украшен. Довольно безвкусно. Александровское училище чисто выкрашено в краску цвета давленого клопа. На Думе, у Иверской, вместо снятой иконы надпись: «религия — опиум для народа». Много народу на улицах после 12 часов, когда везде кончились занятия. Большинство, конечно, празднолюбопытствующие.
11 ноября
Пробуешь перестроить душу на мировой, так сказать, ход, радоваться, что во всем мире сдвиг, что всюду трудящиеся на пути к лучшей жизни. Да, это хорошо! Но я убежден, что всюду, кроме России, культура только выиграет, а у нас тонкий ее слой окончательно слиняет. Иногда думаю, — хорошо бы умереть, не видеть, не слышать хрюканья торжествующей свиньи: ведь, у нас не правда социальная пришла, а свинья, которая эту правду лопает, и скоро совсем слопает.
31 декабря
С завтрашнего дня минимальная трамвайная ставка — 1р. 20 коп. Трамвай становится предметом роскоши. Перед 1918г. я посылал проклятия 1917 году. Что сказать про уходящий на 12 дней раньше 1918-й? Только тем и хорош, что на 13 дней раньше кончился. Все-таки, легче!
1919 год
15 марта
Идя сегодня мимо нашей церкви, увидел на воротах два объявления: У Никиты-мученика в 6 часов сегодня «пассия» при пении капеллы Чудонина и проповедь местного священника «о мощах»; у нас в приходе — в 3 часа «торжественная вечерня», после которой проповедь «профессора-протоиерея» Боголюбского на тему «Царь Иудейский» при пении хора из артистов Большого театра под управлением Семенова. Возвращаясь с курсов, в 3 часа 5 минут, хотел войти в нашу церковь, но она была заперта. Неужели власти запретили? Или началось с опозданием?

Последнее время в городе шли толки об своеобразном освидетельствовании мощей большевиками. Между прочим, будто бы один батя после освидетельствования, ничего «нетленного» не обнаружившего, заявил, что так и должно было быть: святыня перед приходом нечестивых «ушла». Говорят, на простонародье это произвело большое впечатление, и результат получился не тот, на который власти рассчитывали. Если все это верно, то батя умный: старая, бродячая легенда об исчезающей перед неверными святыни до сих пор может иметь власть над умами даже «социалистического» народа!. Но как глупы наши власть имущие? Боже, как глупы. Разве так борются с народной тьмой?! Разве с того конца надо начинать?!
20 марта
Хоронили Свердлова, по отзывам видавших, далеко не импозантно. Д.Н. Ушаков, вышедший из Университета с заседания, спросил милиционера: «Что, пронесли» — Пронесли,…мать!» Перечел все коммеративные статьи, и мне жалко стало Свердлова. Фармацевт, да еще недоучившийся, фанатик недалекий, по выражению Щедрина, «с железной поясницей и чугунным при ней днищем», попал в вершители российских судеб!.. Как не пожалеть человека! Убежден, что в глубине души его иногда было чувство: «толк бы я специи в фармацевтической ступке!» Но человека тянет к краю пропасти: и страшно, и приятно…Впрочем, чужая душа — потемки.
13 апреля
Легенда. Ленину, жившему в Кремле, явился во сне Гермоген и сказал: Уходи отсюда! Так было дважды. На третий раз прибавил: «А то тебя отсюда вынесут!» Ленин не ушел, и у него отнялись ноги и руки. После этого его «вынесли» в Александровское воинское училище. Врачи объяснили все нервными явлениями.
Известия об освидетельствовании мощей преподобного Сергия. Оказались не нетленными. Будет 1000 000 советских листовок напечатано по сему поводу, а весь процесс освидетельствования, зафиксированный кинематографом, будет демонстрироваться в электротеатрах Москвы на Святой /недели/. Злейший враг большевиков не придумал бы ничего… хуже!
20 апреля
Пасха. Были у заутрени в Марфо-Мариинской обители. Верх благолепия и, если можно так выразиться, религиозной художественности. Настроение вчера и сейчас праздничное, чему способствует отсутствие Настасьи, уехавшей в деревню.
22 апреля
На Арбатской площади тысячный хвост у кинематографа: говорят, показывают вскрытие мощей преподобного Сергия
25 апреля
Вчера Сперанский читал мне письмо Голубцовой из Троицы. Как женщина религиозная, конечно, скорбит. Пишет, что в официальном протоколе кое-что обойдено молчанием. Так советские медики, будто бы, признали, что кости пролежали несколько столетий; что волосы стали рыже-желтыми от времени и т.д. Легенда об исчезнувшей «святыни» гуляет во всю. Паломничество к раке усилилось.
27 апреля
Выпущен из тюрьмы А.Д. Самарин. Трогательные подробности о том, как молились в узилище он, Джунковский и какой-то архиерей. Будто бы следователь-латыш делавший последний допрос Самарину, сошелся в частном разговоре с ним в отрицательном отношении к конфессиональной политике большевиков.
2 мая
На обратном пути через Красную площадь созерцал поставленный на Лобном месте памятник Степану Разину. Работа Коненкова. Вид «Велеса, скотьего бога!» Княжну персидскую за толпой не разглядел, на голове Стенькиной встали! Вообще, удивительный монумент. Любопытно было бродить по толпе. Все молчат, явно боятся говорить. Единственно праздничное — чудный весенний солнечный день.

…На Ходынке оратор, тоже еврей, говорил о мощах, в известном «советском» тоне. После его речи выступил некто; не защищая ортодоксального взгляда на мощи, он требовал уважения к чужим верованиям, уважения к памяти людей, которые, как преподобный Сергий, оказали незабываемые услуги родине. Имел бурный успех, натурально был доставлен в Чрезвычайку, где предъявил билет…члена коммунистической партии.
12 июля
Говорят, сегодня было произведено покушение на патриарха. Я в музее слышал такую версию. При выходе патриарха из храма Христа Спасителя, где он служил по случаю Петрова дня, из толпы, его окружавшей, отделились три бабы-богомолки, подошли к патриарху, и одна нанесла ему рану ножом. Две бабы были схвачены, их стали бить, и одна, именно та, которая нанесла удар, оказалась переодетым мужчиной. Патриарха перенесли в церковный дом храма.

1920 год
3 марта

Громадный перерыв объясняется полосой арестов, расстрелов, казней, последовавших вскоре после последней записи. Я, страха ради иудейска, упрятал тетрадку и нашел ее только сейчас.

…Из-за пайка (1 фунт в день хлеба, в месяц 7 фунтов мяса, 7 фунтов круп и 1 ½ фунта сахара) начал во вторник лекции в «Главной военной школе физического воспитания трудящихся». Там готовят инструкторов спорта и допризывной подготовки. Первое впечатление не из приятных: дубье, гоняют их на лекции, видимо, насильно; в аудитории, конечно, в шапках и с папиросами, держатся более чем развязно, а главное — дуботолки. Внедряю в эти головы «историю культуры». Впрочем, человека три как будто заинтересовались.
10 апреля
На Страстной ходил в церковь. Был в Училищной церкви, в Марфо-Мариинской, вчера слушал вечерню у Параскевы-Пятницы в Охотном. Сегодня причащался. У меня своя вера. Да и вообще, думаю я, у всякого верующего своя вера. Верю в Бога, как единое, мир проникающее духовное начало. Его больше в растении, чем в камне, в животном больше, чем в растении, в человеке больше, чем в животном, в Сократе было больше, чем в рядовом греке, во Христе было больше, чем во всех людях. И в этом смысле он был сын Божий. С земною жизнью кончается известное нам и науке подлежащее земное существование тела. Частица божества, вложенная в человека и инстинктивно заставляющая его тянуться к истине, добру и красоте, после его смерти продолжает жить. Но как? Здесь область тайны, подлежащая вере. И я верю, что моя душа вольется после смерти в лоно всемирной любви. Будет ли она жить индивидуально? Верю, что да. И причащение для меня — символ моего единения с божественной любовью, преддверие окончательного, посмертного слияния с нею.

Вера возится в кухне. Я сейчас кончил возню с дровами. Яиц не купили, ибо 3000 /рублей/ десяток. Купили 2 фунта творогу и 1 фунт животного масла за 4100 рублей. Соорудили пасху. Есть «военно-пайковая» конина, из которой Веруня готовит пирожки. Есть около ½ фунта сахара и 4 кружки молока, да 4 фунта черного хлеба. То-то «буржуйная» пасха!
23 апреля
Сегодня газеты полны Лениным по случаю его пятидесятилетия. Надо отдать справедливость — тон всех статей и заметок вполне приличный (говорю об «Известиях» и «Правде»).
20 июня
Множатся все рассказы о чудесах. Сегодня Настасья рассказывала Вере: «В каком-то городе из церкви сделали лазарет. И больные, и врачи каждый день утром и вечером слышат церковное пение невидимого хора. Других позвали — тоже слышат. Помер один больной — и его кровать как раз стояла там, где алтарь был — иконостас, престол — все убрали. Помер вечером, не вынесли его. На ночь оставили. Утром смотрят — кровать с покойником у дверей у дверей. Никто не переносил. Еще раза два так случилось. Ну и вывели больницу из церкви.
8 июля
Анекдот армянский. «Карапет, какие деньги у вас в Армении ходят? — С мордами ходят, с птицей ходят (царские), с баней ходят (с изображением Государственной Думы), с крючком и отмычкой (советские, с серпом и молотом) не ходят».
22 сентября
…Много говорят о случае в храме Христа Спасителя. Власти придумали останки преподобного Сергия поместить в музее Наркомздрава. Поэтому поводу патриарх написал к пастве послание, — говорят, — очень сильное. Его читал в храме настоятель. Тогда какой-то «кожаный» тип, забравшись на патриаршее место, заорал, что, мол, тебя самого надо в музей или что-то в этом роде. Молящиеся выволокли его на паперть и избили. Говорят, и власть привлекает его к ответственности.
4 октября
Рассказ Х.И.Озолинга о лекции Луначарского «Почему нельзя верить в Бога?». По окончании лекции битком набитая аудитория бурно аплодирует. На приглашение лектора «возразить» никто сначала не отозвался, а потом откуда-то сзади вылез маленький попик и сказал с кафедры: «Бога я защищать не стану. Он в моей защите не нуждается, а скажу: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И перекрестился. Аудитория встала и сделала то же.
1921 год
20 января
Поговорка. «Живи декретом, а получай под секретом».
2 апреля
Был в Училищной церкви. Наш батюшка болен. Служивший вместо него произнес после выноса креста великолепную проповедь о Голгофе Христа и Голгофе русского народа, ниспосланной ему за то, что, встретив Христа своею «осанной», через малое время завопил: «Распни его!» Но будет, будет воскресение и для русского народа».
30 апреля
Как-то в регламенте о праздновании 1-го мая я прочел, что в виду совпадения пролетарского праздника и Пасхи, нужно избегать задевать религиозное чувство…Порадовался умным словам. Но на заборе в «Правде» вчера прочел нечто прямо противоположное.
1 мая
Христос Воскресе! Были у заутрени в приходе. Чудная ночь. На душе было хорошо. «Теплится все-таки в душе огонек». Этими словами спросил меня на исповеди Василий Прохорович.
19 июня
Анекдоты.
«Почему нет на съезде Коминтерна ни одного готтентота? — Потому что ни один еврей не согласился провертеть себе нос и вставить в него кольцо».
«В Москве арестованы все раввины, так как не сдали в Главкожу всех обрезков».
5 августа
Песня:
Тиф, чума, холера, голод,
Вьюга воет на дворе.
Проклиная серп и молот,
Дохнет Ре-Се-Фе-Се-Ре.
14 августа
Вчера был у всенощной, после которой Василий Прохорович объявил, что завтра, т.е. сегодня, в 6 часов дня, в храме Христа Спасителя патриаршее молебствие по случаю открытия действий Комитета помощи голодающим.
23 августа
Слух: власти из Кремля переезжают в Петровский дворец; Кремль будет открыт, и патриарх 15-го будет служить в Успенском соборе.
17 сентября
Анекдот. «Съезд Интернационала. Проверка мандатов и перекличка. Депутат от Сингапура! — Здесь! — Депутат от Индостана! — Здесь! — Депутат от Мадагаскара! — Молчание. — Депутат от Мадагаскара? — Молчание. — От Мадагаскара депутат? – Молчание. — Председатель (с гневом): «Рабинович! Что Вы сидите как бревно! Разве Вы забыли, что Вы депутат от Мадагаскара!»
4 октября
Экзаменую и в Истнархозе будущих экономистов и техников…Из писавших на тему «Что такое свобода совести?» только один понял вопрос надлежащим образом, а остальные трактовали о совести, свободной от угрызений.
22 октября
Сегодня окончание речи Ленина на съезде работников Политпросвета. Здорово ругается и много правды злой говорит. А вот идеология его речи смутна. Не то у нас нет пролетариата, он деклассирован, и его надо создавать заново, не то он есть, да еще мощный, могучий, осуществляющий диктатуру и проч.
Николай Михайлович Мендельсон и его дневник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С Новым годом, дорогие товарищи!  2021 год, по-моему, был еще гаже 2020. Но все-таки и он прошел небесполезно. Мои итоги: Похудела килограммов на 15. Купила беговую дорожку. И даже начала на ней бегать. Вообще подровняла здоровье.  Съездила, наконец, в ...
Конфетки Котлетки на палочкеПодсмотрела в журнале "Дело вкуса". Рецепт запоминать не стала, но идея понравилась.В общем, тут главное не рецепт, а подача, но если кому интересно - я делала так: полкило куриной грудки измельчила в фуд-процессоре, ...
Вчера в комментарии в поддержку тезиса о хороших 90-х один из блоггеров выдвинул аргумент, заключающийся в том, что дескать "в 90-ых мы ещё кушали, кроме "ножек Буша" свою, а не норвежскую сёмгу". После этих слов, я понял, что продолжать разговор ...
Подросли мы. Из молчаливого тоталитарного стада выросли до демократического общества. С 1985 года говорим, не останавливаясь. Открыто. Рассуждаем обо всём. От футбола, до космических программ. С космическим же невежеством обычно ругаем всё. Чаще всего власть. Традиционно. Начитался за ...
Если вам кажется, что новогодние праздники сейчас отмечаются как-то неправильно, то вы точно не видели этих рождественских открыток из Викторианской эпохи. Они не менее жуткие, чем время, когда их напечатали. В этой коллекции открыток конца XIX века — зловещие пожелания, кровожадные ...