Николай Азаров о судьбе авиапромышленности Украины и поставках вооружения из стран НАТО
peremogi — 30.06.2017 Оригинал взят у diana_mihailova в Николай Азаров о судьбе авиапромышленности Украины и поставках вооружения из стран НАТОАвиационная промышленность Украины имела шансы только вместе с россиянами. Я в этом убедился, когда попробовал привлечь Airbus и Boeing для создания широкофюзеляжных самолетов. Они приехали, посмотрели и сказали: нет-нет-нет, нам с ними не по пути, пусть лучше они рухнут. Вот у них задача заключалась в том, что в Украине должен рухнуть весь военно-промышленный комплекс и все высокотехнологичные отрасли.
Недавно выступил Кучма - молчал 10 лет, а тут разговорился - о том, что Украина не состоялась как государство, вся экономика разрушена. А где ж ты был, когда твой зять Пинчук, владелец четырех самых крупных каналов в Украине, вешал лапшу на уши украинцам, а ты молчал? А сейчас, когда действительно все развалили, ты вдруг проснулся.
Я 10 лет с ним работал, в его непосредственном подчинении, в какой степени он меня поднял как руководителя. У меня к нему, естественно, сохранилось уважение. Но я говорю правду: в 2004 году он ушел в отставку после двух сроков президентства и в основном помалкивал, а мог бы занимать более активную позицию. Пинчук, его зять, сыграл активную роль в государственном перевороте - вот сейчас они пожинают то, что и должно было случиться.
Киев рвет кооперационные связи с Россией в авиастроении. Как это скажется на отрасли?
Благодаря тому, что мы не пошли на приватизацию авиационной отрасли, сохранили все свои авиационные заводы и ремонтные предприятия - целый комплекс, включая научные институты, - нам удалось сохранить свой авиапром. Если бы мы пошли на приватизацию, авиационная промышленность давно бы пропала, ничего бы от нее не осталось.
Я очень серьезно поддерживал авиационную промышленность. У нас были такие прекрасные разработки, как среднемагистральные пассажирские самолеты Ан-148 и Ан-158. У нас был на хорошем уровне сделан военно-транспортный самолет Ан-70. В свое время я лично убеждал российское руководство поддержать этот проект.
Ведь что такое воздушно-десантные части? В современной войне это основа проведения всех серьезных операций. А что такое воздушно-десантная операция? Надо пару дивизий куда-то перекинуть. Это 30 тысяч человек с техникой, вооружением. Представляете, сколько нужно самолетов для этого? И каких самолетов! Какие должны быть площадки для переброски войск. И это только для двух дивизий. В принципе, современная операция требует привлечения до десятка дивизий. Не было таких крупных военно-транспортных самолетов, способных с грунтовых полос решать серьезные десантные задачи. Поэтому я и предложил российскому руководству Ан-70. Путин загорелся. Начали совместно разрабатывать. Но эти постоянные перевороты на Украине, беспрерывные смены настроений привели российское руководство к тому, что оно сказало, что на наших совместных разработках надо ставить крест.
И европейцы очень обрадовались. Потому что создать такой планер, такое крыло, двигатель они сами были неспособны на то время. Даже сейчас наш Ан-70 опережает соответствующую разработку - самолет А400М - по своим характеристикам. У нас любой вид российской или натовской техники входит в фюзеляж. Вот как он задумывался и создавался. И поэтому у меня душа болит за эту разработка, в которую мы вместе вложили громадное количество сил.
Не так давно бывший генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива был вынужден уехать из Украины в Азербайджан. Как вы к этому относитесь?
Дмитрий Кива был одним из учеников знаменитого Антонова. Он долго время работал с генеральным конструктором Петром Балабуевым. Кива был одним из его соратников. Он мне импонировал: спокойный человек, талантливый конструктор.
Сразу после переворота возбудили уголовное дело против меня как раз за фирму «Антонов». А в чем фабула-то? Она простая: захотели денег. Давно на этот актив жаднющие взгляды были направлены, чтобы урвать что-то. Дело в том, что «Антонов» имел небольшой парк транспортных самолетов - по-моему, 10 или 15, - которые по контрактам перевозили в том числе натовские грузы. В Ирак, Афганистан и т. д. Зарабатывали порядка $20 млн в год. А глаза завидущие у всех. Эти деньги многим не давали покоя. Кива, естественно, пускал эти средства на содержание и развитие предприятия, КБ. Благодаря этому у него появились прекрасные испытательные стенды.
Но однажды он ко мне пришел и говорит: Николай Янович, освободите меня, не могу работать, прокуратура замучила проверками, год сидят на заводе, не дают работать. Спрашиваю - почему? Он говорит: так вот же вы подписали распоряжение о создании комиссии по проверке. Показывает документ, там правда стоит мое факсимиле. А я и знать не знаю ничего. Кто-то из помощников проштамповал поручение создать комиссию. Там же горы документов. Начал выяснять у юристов, можно ли отменить решение. Сказали, что раз распоряжение мое и мне хватило полномочий комиссию создать, то я и закрыть ее могу. Я тут же подписываю: закрыть. Вот за эту подпись меня и пытались после переворота привлечь к ответственности. Якобы я прикрыл какие-то махинации.
Три года крутили этого Киву, фирму «Антонов», пытались найти, где же махинации. Не нашли, дело закрыли. И против Кивы закрыли, и против меня. Но Кива в хороших отношениях с Алиевым (президент Азербайджана. - RNS), и когда тот предложил переехать в Азербайджан, заняться авиационными проектами, Кива согласился. Так Украина Киву потеряла.
Кого-то, наверное не очень умного человека, назначили на «Антонов». Он теперь всем рассказывает, как он 100 самолетов куда-то поставил. А на деле за три года ни одного самолета не продали.
Будущее есть у украинского авиапрома?
Никакого будущего нет. Раньше мы смотрели на Россию прежде всего. Посмотрите, на чем ваши авиакомпании летают: Boeing и Airbus. Но ведь когда-то страна летала на своих самолетах - на «Ту», «Ил», «Як». Можно ли обеспечить Россию своими самолетами? 100% - можно. Никаких сомнений нет. И вообще, для такой страны - громадной, транспортной, где такие расстояния, - не иметь своего авиапарка стыдно. Это же не Швейцария или Австрия.
Думаю, Россия в конце концов создаст парк отечественных машин. Но для нас этот рынок из-за саморазрушительного курса киевских властей закрыт. И Западу, как видно, наш авиапром не нужен. Так что при этой власти будущего у украинской авиационной промышленности нет.
***
Что касается военных расходов, то в гривнах они выросли значительно - до 120 млрд гривен. Это, условно говоря, $3 млрд. Но эти же $3 млрд на оборону и при нас были. Другое дело, что сократился объем нашего бюджета в реальном исчислении. В связи с этим доля военных расходов выросла. В абсолютном же выражении они мало изменились.
Но при вас не было войны, как сейчас на Донбассе.
Я бы не назвал это войной. Нет никаких активных боевых действий. Сидят, постреливают. Это разве война, по большому счету? Нет, не война. Хотя, конечно, гибнут люди.
Затраты не критические. В основном это зарплата военнослужащим. 15 тыс. гривен платят тем, кто на передовой. Это большие деньги для Украины. Что касается вооружения и боеприпасов, то сейчас НАТО во всех странах бывшего Варшавского договора избавляется от запасов вооружения, которые были на складах. Громадные запасы хранились в Чехии, Польше, Восточной Германии, Венгрии. И все это - танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия - поставляют.
Украине?
Да, конечно. И никто об этом не пишет, никто не говорит ничего.
То есть НАТО поставляет оружие в зону конфликта?
Нет, НАТО ничего не поставляет. А вот страны альянса этим занимаются. Например, поляки эти снаряды куда денут? Громадные склады с артиллерийскими снарядами, оставшимися от Варшавского договора. Они стали собственностью Польской народной армии. Их надо либо утилизировать, либо куда-то деть. И сейчас они идут на Украину. Также различные запчасти к бронетехнике. Поэтому у Украины нет особенных проблем со снабжением. Сейчас только начались какие-то перебои с поставками.
В общем,