Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах!

топ 100 блогов saturdayjam12.11.2015 Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах! SaturdayJam.ru Title Book Bever Quote Rock Lyrics

Авторское право в области музыки, как выяснилось, затрагивает не только мелодию, аранжировку и исполнение, но и даже использование пары слов из песни. Saturday Jam подготовил перевод набравшего популярность рассказа Дэвида Хьюсона о том, как он, будучи писателем, попытался вставить в свою книгу несколько цитат своих любимых рок-исполнителей.

Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах! ic_local_cafe_black_48dp_2x

Однажды в одной из нью-йоркских кофеен мои друзья показали мне новый роман Роберта Гэлбрейта (он же Гоша, он же Жора, она же Джоан Роулинг) «Карьера зла».

Мы не стали обсуждать книгу. Мы говорили только о куче страниц в конце книги, на которых перечислялись все цитаты из рок-композиций, встретившиеся в романе. Возле каждой цитаты аккуратно указывался её правообладатель. И уж поверьте, список получился знатным.

Кто-то сказал мне, что и само название, и большинство цитат были позаимствованы у группы, которую я запомнил по одной-единственной песне «Don’t Fear the Reaper» и то только потому, что
а) это была отличная песня;
б) я услышал её в Хэллоуин.



Если вам приходилось слышать об этой группе, вы, скорее всего, уверены, что она называется Blue Oyster Cult. Хотя с технической точки зрения, там должен быть умлаут, так что правильное название выглядит так: Blue Öyster Cult. Существует много различных теорий, почему так случилось, но ни одна не отражает очевидный факт: кто-то был действительно пьян, когда придумывал такое название.

Роман «Карьера зла» буквально напичкан цитатами из рок-композиций, часть из которых довольно старые. Если вы тоже подумываете о таком писательском эксперименте, позвольте дать вам один совет: не надо.

Когда я закончил книгу, мои тогдашние издатель и редактор приняли её хорошо, однако потом им попались на глаза цитаты, и они спросили… у вас ведь нет на них разрешения, верно?

Я говорю это, основываясь на собственном опыте. В далёком 1996 я работал над своим вторым романом, «Epiphany», своеобразным триллером, действие которого происходит одновременно в двух эпохах в Сан-Франциско и Сиэтле. Поскольку я был новичком в этом бизнесе, а музыка являлась неотъемлемой частью книги, я решил добавить несколько цитат из песен. Коротеньких. Всего лишь строчку здесь, строчку там.

Когда я закончил книгу, мои тогдашние издатель и редактор приняли её хорошо, однако потом им попались на глаза цитаты, и они спросили… у вас ведь нет на них разрешения, верно?

Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах! ic_mood_bad_black_48dp_2x

Разрешения? Там были всего лишь обрывки слов из нескольких песен моих самых любимых исполнителей. Боги рока на вашей стороне, когда вы пишете песни о мире, любви и революции, а не пляшете полуголым под бой барабанов на MTV в угоду роскошно разодетой публике, потягивающей баснословно дорогое шампанское.

Нет, разрешения у меня не было. Но я решил получить его.

Поверьте мне, это сложно. Прежде всего, правами на значительную часть текстов обладают вовсе не авторы. Просто взгляните на странные названия компаний рядом с цитатами в конце книги Гэлбрейта, и вы все поймёте. Поэтому поиск того, у кого можно получить разрешение, стал настоящим кошмаром наяву. В то время мне это было не по силам, поскольку я писал ещё одну книгу и одновременно пытался работать журналистом в Sunday Times.

Каким-то образом я вышел на очаровательную даму из Оксфорда, которая профессионально занималась получением разрешений. Я отправил ей список нужных мне текстов по электронной почте (которая, если я правильно помню, тогда была только-только изобретена). Она начала поиск правообладателей и обсуждение с ними вопроса о предоставлении прав и сумме комиссии, которую они хотят получить.



Некоторые правообладатели не давали разрешения на публикацию текстов ни за какие деньги. Некоторые просили взамен небольшое состояние. С кем-то удалось договориться о комиссии в несколько сотен футов, и я использовал только эти тексты. Но процесс шёл ужасно медленно. Мне ещё повезло, что милейшая барышня из Оксфорда не просила за своё потраченное время половину того, что требовали рок-звезды и их представители за шесть слов, которые, вполне возможно, пришли им в голову в наркотическом бреду двадцать лет назад.

Когда всё закончилось, я поклялся, что больше никогда не буду цитировать тексты рок-исполнителей в своих книгах (и если вы купите «Epiphany» в электронной версии от Kindle, обратите внимание, что там нет ни одной цитаты, поскольку я не получил разрешения на такой формат издания).

Но по собственной глупости я так и не сдержал данного себе обещания. Через несколько лет я выпустил отдельный роман «The Promised Land» (Земля обетованная), который просто напрашивался на то, чтобы включить в него две цитаты: одна из Флитвуд Мак, а вторая из песни Брюса Хорнсби.

Троим участникам группы Fleetwood Mac пришлась по вкусу моя идея, но четвёртая исполнительница заявила, что никогда и ни при каких обстоятельствах не позволит цитировать свои слова в книгах или фильмах. Её право. Однако стоит заметить, что нельзя с уверенностью утверждать, что грома без дождя не бывает (цитата из Fleetwood Mac). Очень часто в помине нет никакого дождя.

Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах! ic_money_off_black_48dp_2x

А потом я обратился к Брюсу Хорнсби. Он по-прежнему сохранял права на своё творчество. В ответ я получил любезнейшее письмо прямо от его помощницы в Штатах. Она писала, что Брюс будет польщён, если я использую его слова в своём романе. Ему не нужно денежное вознаграждение, но он был бы рад получить подписанный экземпляр книги.

Отличный парень Брюс. Немного таких, как он. Поэтому я больше никогда не буду использовать цитаты, которые требуют получения разрешения.

Если вам обязательно нужны эпиграфы для ваших книг, вот вам совет: если только вы не купаетесь в деньгах, выбирайте цитаты уже мёртвых авторов, на которые не распространяется авторское право. Это сильно упростит вам жизнь.

Хотя… просто спросите себя: «А оно вообще мне нужно?». Станет ли книга хуже, если вы опустите эти цитаты? Действительно ли кто-нибудь, читая книгу, подумает: «Эх, вот если бы только автор добавил парочку строк из текстов группы Genesis времен Питера Гэбриэла, то этот роман стал бы намного лучше»?

Вы тут же ответите себе: нет. И будете правы.

Никогда не цитируйте песни рок-исполнителей в своих книгах! connect to saturdayjam in vk

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас, как вы, может быть, знаете, сегодня выборы. И мы на них, конечно же, ходили. В Турции вообще довольно высокая политическая активность: все переживают как на футболе и участвуют. А потом следят за финишной прямой и выбранной лошадью ...
Кукольные премьер и президент в новогоднюю ночь, судя по количеству цитат этого ...
1. Была там изначально сирена или нет - мы не знаем, запись ведётся с момента ...
Спасибо Удивительное стихотворение о благодарности к любви. Наверняка приподнимет настроение даже тем, кто страдает от безответной любви. В наш трудный, но все-таки праведный век, Отмеченный потом и кровью, Не хлебом ...
На фото две девушки - стройная и толстенькая. Правда ли, что фигура имеет решающее значение при выборе мужчины? Или, напротив, все решает душа и приятность в ...