Никодим Святогорец и вопрос крещения

топ 100 блогов yungerov_yuriy18.05.2011
Никодим Святогорец в своем Пидалионе буквально признает, что любое еретическое крещение – это некая скверна, которая, по 46 Правилу Апостолов, должна смываться истинным крещением (т.е. он не делит еретиков на две категории: тринитариев и антитринитариев). Но поскольку существовала икономия, Никодим допускал (именно допускал!) возможность принятия еретиков через определенный чин (это т.н. неокарфагенство). Фактически, в этом плане наши румыны – это последовательные приверженцы Пидалиона. Ведь если крещение еретиков – это скверна, то почему можно принимать (а тем более - нужно) через определенные чины? Правильно просто взять и перекрестить (ведь еретическое крещение – это скверна, а всякий, кто не окрестит некрещеного, должен быть извергнут). Греки-старостильники здесь противоречат сами себе. Т.е. Пидалион принимается, но икономия сохраняется. Получается, что святительской рукой еретическое оскверняющее крещение с помощью миропомазания превращается в благодатное таинство. Конечно, это все очень интересно, но более интересно взглянуть на мнение отцов и древних толкователей по поводу крещения (текст самих правил не привожу, каждый может найти сам):

1 Вселенского 19 Правило.
Зонара о павликанах: «Ибо как возможно поверить, чтобы не крещенный по православной вере мог получить наитие Святого Духа в рукоположении?». 

Вальсамон поясняет и дает ссылку: «Ищи еще 47-е Апостольское правило, где говорится, что извергается епископ, или пресвитер, который дважды крестит какого-нибудь верного, и не крестит оскверненного нечестивыми». Итак, здесь обоснование того, что антитринитарное крещение не признается и считается неправославным, нечстивым. 

2 Вселенского 7 Правило.
Зонара про крещеных в Троицу: «Эти еретики не перекрещиваются, потому что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестятся одинаково с православными».
А дальше очень интересно об антитринитариях: «Итак, сих и всех прочих еретиков священные отцы постановили крестить: ибо они или не получили божественного крещения, или, получив неправильно, получили его не по уставу православной церкви; почему святые отцы и почитают их как бы из начала некрещеными. Ибо это означает выражение: «приемлем их якоже язычников»». Получается, что Зонара буквально считает, что они «не получили божественного крещения», в отличие от крещеных еретиков в Троицу (видимо, получивших божественное крещение).

Вальсамон: «Это правило еретиков, приходящих к церкви, разделяет на два разряда: - и одних повелевает помазывать миром с тем, чтобы они прежде анафематствовали всякую ересь и обещали веровать, как мыслит святая Божия церковь; а других определяет правильно крестить». Это к вопросу о 46 Правиле Апостолов, которое здесь и уточняется (т.е. еретики делятся на две категории, чего не делает Никодим Святогорец).

Лаодикийское 7 Правило говорит «Обращающихся от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако да причащаются святых тайн». А 8 Правило уже говорит о другом разряде еретиков: «Обращающихся от ереси так называемых фригов, хотя бы находились в мнимом у них клире, и величайшими именовались, со всяким тщанием оглашати и крестити епископам и пресвитерам церкви». Т.е. налицо собор разделяет еретиков на две категории.

1 Правило Василия Великого. Зонара о крещеных в Троицу кафарах: «А последнее правило Второго собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать святым миром. Без сомнения должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и при том – вселенского собора». Еще: «Относительно же пепузиан говорит, что они, если приходят к кафолической церкви, должны быть крещены, потому что они явно еретики; ибо не крестившиеся по преданному нам, то есть в Отца и Сына и в Святаго Духа, не признаются и крещенными».

Но самое интересное – это 68 Правило Карфагенского Собора, которое напрямую запрещает повторять крещение в Троицу: «Сие просто, как учит святый апостол, глаголя: един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес.4,5), и то, что единожды преподавати должно, не позволительно вновь воспринимати» (здесь буквально признается, что крещение в ереси, совершенное правильно, не позволительно вновь принимать). Об этом была дискуссия здесь.

Итак, даже из этих немногих примеров видно, что явно толкователи св. канонов разделяют, как и сами Отцы на Соборах, еретиков антитринитариев и еретиков, которые крестили в Троицу. И крещение, которое совершается в Троицу, признается не каким-то «осквернением», которое Никодим Святогорец хочет из 46 Ап. Правила перенести на всех еретиков, а именно действительным крещением, которое не следует и даже напрямую запрещено повторять. Никодим Святогорец не следует данным утверждениям, но полагает, что все еретики должны подпадать под 46 Ап. Правило. Таким образом, с такой логикой можно прийи к выводу, что Отцы либо противоречили Апостольскому Постановлению, либо каким-то чудесным образом превращали еретическое оскверняющее крещение в крещение благодатное без повторения самого чина. Ни тот,  ни другой вариант не может считаться удовлетворительным. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Нападающего "Зенита" Александра Кокорина задержали в центре Москвы. Спортсмен устроил гонки по встречной полосе на своём "бентли" с номером К009АА . При этом необходимости выезжать на полосу встречного движения не было — в момент задержания в полночь дороги были свободны. Инцидент ...
Около двух тысяч протестующих против планов правительства Австрии запретить ношение закрывающих лицо одежд в общественных местах собрались в центре Вены. Как сообщает The Local, мусульмане заявили, что протестуют не только против запрета на никабы и паранджу, но также отстаивают права ...
Касаемо гнилых разговоров о том, что День Победы никакой не радостный праздник, а исключительно день скорби. Эти разговоры внезапно начались либералами и подхвачены Путиным, который в каждой своей речи на эту тему задвигает ересь про непомерную цену и неисчислимые жертвы Победы. ...
Громадные проблемы. Как выиграть противостояние со всеми золотыми. Что делать с территорией с огромными разрушениями, требующей сотни миллиардов вложений. Как вести экономическую жизнь в условиях тотальы санкций и ещё развиваться. Как обустроить громадное количество беженцев. И ещё сотни ...