Нижний и Верхний Сабуровские железнодорожные мосты Курского направления
lemming809 — 07.03.2023 Уже давно хотела сфотографировать Сабуровские мосты,а то , учитывая строительство хорды и многократную перестройку мостов,их в ближайшее время можно и не увидеть в привычной форме.Снегопад придал таинственности картине,в следующий раз попробую подойти поближе чтобы оба моста уместить в кадрСамый первый железнодорожный мост в Сабурове был построен к 1864 г., во время постройки Московско-Курской железной дороги. Этот мост простоял до 1924 г., затем был разобран, но три опоры этого моста простояли ещё практически 80 лет и были разобраны лишь в первой половине 2003 года, когда началась комплексная реконструкция железнодорожного узла.
По некоторым данным, на этих опорах в конце 1930-х годов планировалось построить новый, к тому времени второй железнодорожный мост. Однако из-за Великой Отечественной войны эти планы так и не были реализованы, а второй Сабуровский мост в конечном итоге был построен отдельно.
Второй по счёту двухпутный Сабуровский мост, который впоследствии станет Старым Нижним Сабуровским мостом, был построен в 1924 г. по проекту Л. Д. Проскурякова. Под каждым путём находились клёпаные фермы консольно-неразрезной системы из литого железа, с ездой поверху. Формула пролётов 15,9 + 42,0 + 53,4 + 53,4 + 42,0 м. Высота ферм главных пролётов составляла от 7,41 до 3,92 м.
С момента постройки Верхнего Сабуровского моста в 1952 г. по Нижнему осуществлялось только грузовое движение поездов. Этот мост простоял до марта 2007 года и был разобран в рамках реконструкции Сабуровских мостов.
Грузовое движение было временно переведено на новый консольный мост, который был построен в декабре 2006 г. на месте демонтированных опор самого первого моста 1864 г. К лету 2009 г. на месте снесённого моста был построен Новый Нижний Сабуровский мост аналогичной консольной конструкции, на который грузовое движение было переведено на постоянной основе.
Старый Верхний Сабуровский мост был построен в 1951–1952 гг. по проекту С. С. Брызгачёва и Б. М. Надёжина.
Формула пролётов 21,26 + 151,3 + 21,26, полная длина составляла 243 м. Мост был двухпутным, главный пролёт — серповидная арка с ездой посередине. Арка была выполнена в виде сквозной фермы с треугольной решёткой. Стрела арки — 33,2 м.
До ввода в эксплуатацию Живописного моста это была самая высокая мостовая арка в Москве. Если присмотреться к старым фотографиям береговых опор моста, видно, что имелся задел для установки ещё одной мостовой фермы. Т.е. Западный Сабуровский мост изначально планировалось соорудить четырёхпутным, однако эти планы оказались нереализованными.
С самого момента постройки по этому мосту осуществлялось только пассажирское движение. Осенью 2009 г. старый арочный мост был выведен из эксплуатации, пассажирское движение было переведено на Новый Верхний Сабуровский мост 2006 г. постройки.
Главный арочный пролёт был разобран в мае-июне 2011 г., однако насыпи подъездных путей были укреплены и сохранены для будущих проектов.
В июле 2019 г. на месте Старого Верхнего Сабуровского моста с использованием насыпей старых путей Курского направления началось строительство Юго-Восточной хорды и автомобильного моста.
(летние архивные фотографии с Викимапии)
|
</> |