Ничего личного, просто a propos...

Я всегда помнил, что Гумилев - поэт со сбитой словесной мушкой и слабым зарядом мысли. Но, вероятно, давно не читал плохих стихов, - и потому, прочтя, вдруг невольно поежился и призадумался о превратности прижизненных и посмертных прославлений. И решил поделиться всем этим ворохом утренней меланхолии с вами, уважаемые друзья )


ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
"И руки особенно тонки, колени обняв..." - "...прыгая на ходу, шляпа слетела с головы". Ну, ладно. Допустим, это такой изысканный авторский синтаксический излом. Но почему "Ему грационзная нега и стройность дана", а не "даны"? Это ведь уже не излом, а просто косяк. Не объясняемый ничем, кроме неспособности автора заметить, что нега и стройность - суть два разных слова, идущих в перечислении одно за другим...
Ну, хорошо. Темные пятна на светлом фоне - "волшебный узор". Автор так решил, это его право. Но чем, скажите, с коричневыми пятнами жирафьей шкуры может "сравниться луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер"? Я понимаю - модернизм-экспрессизонизм-волюнтаризм, "фиолетовые руки на эмалевой стене", "о, закрой свои бледные ноги"... Но вот фиолетовые руки и бледные ноги - это еще хоть как-то воскресает из словесного небытия в виде дурацких, но внятных образов.
А вот луна, дробящаяся на воде подобно тенмо-бурым пятнам среди белых прожилок - это уже нонсенс. То есть, очередной поэтический косяк. Тем более странный не у какого-нибудь полутороглазого футуриста, а у гармонично развитого вождя акмеистов.
"...бег его плавен, как радостный птичий полет..." - просто плохо. Радость и плавность - не сочетаются. "Радость" - слово-порыв...
"Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот". - Попробуйте это понять и представить. Я попробовал. Не вышло. Во--первых, я не смог обнаружить мраморного грота в саванне. Ну, ладно, я зануда. Согалсен. Но что может увидеть земля, когда изысканный жираф вдруг решает скрыться в каменной норе - кроме того, что он-таки больше не шарахается туда-сюда с видом радостной птицы? Или изысканный жираф - это такой страшный Штуша-Кутуша, что жизнь в районе озера Чад пробуждается лишь тогда, когда он, наконец, отваливает в свою пещерку?
"Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман..." - коряввая строчка, с неоправданно пропущенной ударностью в одной из стоп.
Что такое "немыслимые травы"? Кто-нибудь знает? Вообще, немыслимым может быть что-то, что рождает яркий экспансивный образ, который трудно представить - "немыслимые заросли", "немыслимая ложь". А что такое "немыслимая трава"? Та, которая слегка парализуют ясность мысли? Ну, если только...
И наконец, что такое "изысканный жираф"? Какой-то особый жираф-аристократ - самый изящный среди прочих длинношеих листожуев? У которого, может быть, и вправду, - шкура синяя и пятна - лунно-желтые? Или все же это любой жираф (а вроде бы, стихотворение надо понимать именно так)? Но тогда слово "изысканный" - не подходит. Ибо предполагает выделение чего-то или кого-то одного из общего ряда аналогичных феноменов или субъектов...
Повторяю - ничего личного. Просто тоскливо, когда откровенно плохие стихи начинают тянуть за хилую шею на пьедестал поэитической классики. Там и без того тесновато. Притом от вполне изысканных произведений, бьющих каждым словом в десятку и наповал...
|
</> |