Незаслуженно любимые.
zina_korzina — 27.08.2010Она - самая известная королева Франции и вообще - королева! Ну, может, за исключением Анны Австрийской и Марго, которым повезло попасть на кончик пера господина Дюма. Я бы вообще остереглась называть Антуанетту - истинной дочерью Галантного Века, ибо она, как раз-таки, сильно выпадала из него. Ибо была...неумна. XVIII век - это время людей-энциклопедистов, которые, меж тем, не гнушались интриг, заговоров и галантных похождений. Бомарше - да. Помпадур - несомненно. Екатерина Великая - сто процентов. И даже Ломоносов - его жизнь с побегом из прусской армии, с поэзией и физикой, с интрижкой в городе Марбурге и дружбой с фаворитами - это типичная история Галантного Века.
- Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 г.
Но считать эту малограмотную немецкую девочку из многодетной императорской семьи (sic!) - о, нет! Что она изобрела? Высокие причёски? Не вполне она, а всё больше её куафёр - мсье Боляр. Фасоны платьев? Тоже не она, а модистка Роза Бертен. Чем она была славна? Фразой про пирожные? Если и сказала, то не из остроумного цинизма, а по глупости. А, скорее всего, и не говорила. Она была обычной потребительницей, которая проматывала бюджет государства. Всё. В своё время мне довелось читать журналы мод XIX века, так вот выражение 'а-ля Мария-Антуанетта' в конечном итоге стало просто выводить меня из себя.
Ну, мало того, что этим именем называли буквально всё - от шляпок до обойного шёлка, так ещё никакого попадания в эпоху не было - все эти вещи не были 'а-ля Мария-Антуанетта'. Они не имели ни малейшего сходства с модной линией конца XVIII века. Это примерно, как любое псевдо-ретро называть а-ля 'Ева Браун'. Просто к середине XIX века Марию-Антуанетту так распиарили, что она сделалась персоной номер один Галантного Века. Более того, их часто путают с...мадам Помпадур. Да-да. Действия одной приписывают другой. Например, пособничество в изобретении высоких причёсок.
- Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 г.
Поскольку персона Марии-Антуанетты начисто лишена интересных фактов, их надо срочно придумывать. На протяжении двухсот лет ей присочиняют любовников и даже - любовниц. Ей в постель кладут то Водрейля, то герцога Орлеанского, то кардинала де Роган (sic!), то принцессу де Ламбаль, то даже ту дамочку, которая была замешана в скандале с ожерельем. Её возможный, но не доказанный роман с Акселем Ферзеном кормил и кормит целую плеяду писателей и сценаристов. А она была просто скучающая курочка, которой нравилось менять наряды и кушать пирожные. Скорее всего, она даже не изменяла своему унылому Луи (очень подходящий для неё мужик, кстати!) Находясь при дворе, где вертелись величайшие умы Европы, Антуанетта не удосужилась прочесть ни одной умной книги! Сравните с Екатериной - она всё время что-нибудь читала!
...Но она красиво умерла. Её несправедливо убили. Она страдала. Людям нравятся истории про бабочек, которые погибают в огне. Им нравится контраст ненапряжного бытия с последующими лишениями и - смертью на гильотине. Много любила, была красавицей, а потом - гордо погибла. Жа-а-алко! Самая кассовая история! Не удивлюсь, если через 100 лет примерно то же будут писать о Еве Браун (ей уже сейчас приписывают и неземную красоту, и роковые страсти, и мистические совпадения по жизни).
- Кэтрин Хепбёрн в роли Марии Стюарт. 1936 г.
Весьма похожая история с Марией Стюарт - она тоже вошла в историю, ничего не совершив и ни к чему не приложив свою царственную руку. Аффективная, капризная и горделивая дамочка, с детства купавшаяся в титулах и обожании. Меняла мужей и любовников, делала всё ради собственной прихоти. До неё тоже снизошли великие умы - Фридрих Шиллер и всё тот же Стефан Цвейг. Её обозначили, как хрупкую красавицу с большим и любящим сердцем, противопоставив ей уродливую клячу Бэсс Тюдор. Мы привыкли видеть юную и чистую Мэри, которая даже на нарах выше и прекраснее старухи Елизаветы. На деле всё было иначе. Мария Стюарт довольно быстро состарилась, а рыжая Бэсс в свои 60 всё ещё танцевала гальярду. И красотой особенной Мария Стюарт не блистала. Умением себя подать - да. Но кому есть дело до правды? Шиллеру виднее!
Более того, нас приучили к мысли, что Бэсс казнила Марию из чувства зависти - мол, и умница та, и красавица, и вся в мужиках, и сын имеется. А что у этой Бетси, кроме рыжей тюдоровской гривы да скипетра?! Ну правда же! Нас приучили к мысли, что в династическом споре права именно Мария - она же чистая, светлая и красивая! Она природная королева, а Елизавета - дочь какой-то там Энн Болейн, чьи предки не то шерстью торговали, не то в оруженосцах бегали. И нам с детства жалко-жалко Марию Стюарт, которую незаслуженно казнили. А что сделала она, чтобы нормально жить?! Чтобы её страна жила? Елизавета всю себя отдала Англии. Она не имела права ни на любовь, ни на чувства. Только на власть. А Мария умела включать только сердце и всю жизнь совершала глупости. Но ужас в том, что обычный, средний человек и понятия не имеет о шотландских королях. Только о ней, любимой.
- Кэтрин Хепбёрн в роли Марии Стюарт. 1936 г.
- Я привела в пример только один тип незаслуженно-известных: тех,
которые много-любили и погибли-красиво. Но есть ещё и другие.
Например, Нефертити. Она была просто женой Эхнатона. Вот Хатшепсут
- мудрую и властную - знают куда как меньше. А ещё есть любимая
всеми романтичными девочками Елизавета Австрийская (императрица
Сисси) - тоже ни-че-го. Пустота. И тем не менее, тем не менее...
Романы, фильмы, тряпочки, куколки...
|
</> |