Незапланированная глава: предметы роскоши ч.5
swgold — 23.01.2023Все картинки кликабельны
3. Collection edition – Коллекционные издания (продолжение)
3.3. Cloth, Leather, Exclusive, Numbered, Lettered, Artistic…
Выпуская
лимитированные коллекционные издания, издатель, тем не менее,
пытается охватить ими максимально широкий диапазон покупателей,
поэтому иногда в ограниченном тираже возникают вариации. С
их помощью книги можно позиционировать в нескольких ценовых
категориях, а сама возможность выбора погружает покупателя в
позитивные иллюзии эмоции.
Издательство Meisha Merlin недолго оставалось на рынке, но перед уходом оно успело запустить один интересный проект: лимитированное коллекционное издание псс Роберта Хайнлайн на базе редакции Virginia Edition. Напомню, что в начале нулевых Вирджиния Хайнлайн начала подготовку полного собрания сочинений своего покойно супруга. Итогом этой работы был выпуск в 2008-2012 гг сорока шести томов, собравших всю фикшн и нон-фикшн Грандмастера. Сам по себе сорокашеститомник в кожаном переплёте с золотым тиснением уже достаточно «эксклюзивен», но Meisha Merlin должна была на его основе создать ещё более эксклюзивный (и дорогой) вариант. Планировалось издать три вида книг общим тиражом 5000 экземпляров: «Cloth» в тканевом переплёте по цене $2200, «Leather» в кожаном переплёте за $3500 и «Exclusive» с непонятно какими бонусами, но по цене $5000. Когда в 2007 году Meisha Merlin вышла из бизнеса все эти планы рухнули, и «Вирджинии» пришлось продолжать плавание в одиночку. Но оставался предоплаченный предзаказ на первые шесть томов сочинения, и поэтому проект был частично реализован (Это удивительная и поучительная история, можно ли предположить, чтобы в подобной ситуации покупателей с предоплатой не кинули на бабки? Предположить-то можно. Но, конечно, проще предположить обратное). Вот что в итоге получили покупатели, заказавшие мерлинам вариант «Leather»:
«Роберт Э.Хайнлайн». Meisha Merlin, 2007. Художник Donato
Giancola.
Шесть книг в суперах, помещённые в футляры из чорной кожи.
«Роберт Э.Хайнлайн». Meisha Merlin, 2007. Художник Donato
Giancola.
Как видите, с обратной стороны футляра сделаны наклейки, имитирующие торец книги. При правильной расстановке книг и лицевая и тыльная стороны должны были складываться в живописную панораму. Нечто подобное пыталась в 1993 году осуществить питерская Terra Fantastica, когда начинала выпуск своего собрания сочинений Хайнлайна. Терра его так и не закончила, и её дракон не взлетел. Мерлинам тоже не повезло. Картинка Donato Giancola осталась незавершённой.
Рисунок на супере только с торца, остальная часть глубокого чорного цвета, а то, что вам там мерещится – это всего лишь отражение фотографа. Часть тиража была выпущена в коричневых футлярах без картинки на торце, зато с номером тома и названием:
Сам томик под супером тоже щеголял кожаным переплётом и выглядел точно так же, как футляр в коричневом исполнении:
Как должен был выглядеть вариант «Cloth» легко можно представить, мысленно заменив кожу на ткань. А вот что из себя представлял вариант «Exclusive» можно только гадать. Если кто-то и получил такой шеститомник по почте, то никому об этом ни слова не сказал.
3.4. Special Arts – художественные издания
Все эти статусные игры с тиражами и переплётами мне, конечно, не столь интересны, как попытки поднять цену чисто изобразительными средствами. Для меня в книге всегда важнейшей частью является обложка… то есть, я хотел сказать, текст, в первую очередь – текст, а картинки уже во вторую очередь. Разумеется, если текст достаточно хорош. Если текст сам по себе не очень, то самая важная часть книги – это, безусловно, картинки… Да. И нечего тут смеяться, всегда важно правильно расставить приоритеты. Давайте посмотрим работы, создатели которых сделали ставку на живопись и эстетику, а не на материал переплёта.
Как и Easton Press, британское издательство The Folio Society специализируется на люксовых изданиях, но его выбор пал не на кожу и золото, а на художественно-полиграфические изыски. К сожалению, Folio часто заказывает работы лондонским художникам, которые органически не способны рисовать яркие жизнеутверждающие вещи. Все их картинки как бы смотрят на нас с поджатыми губами.
В 2015 Folio решило выпустить «Звёздный десант». Иллюстрации заказали известному художнику Stephen Hickman, который уже иллюстрировал Хайнлайна в 90-х для Baen Books, предисловие – известному писателю Джо Холдеману. Мне, честно говоря, не нравится ни тот, ни другой. Оба ремесленники без искры божьей, причём Хикман ещё и временами не слишком хорош в ремесле. Получилось у Folio вот что:
«Звёздный десант». The Folio Society, 2015. Художник Stephen
Hickman.
Бумажный футляр с вклеенной картинкой (сделано, красиво, под паспарту) и тканевый переплёт и картонная обложка. Картинка рельефная (небольшая, но приятная деталь). Сюжет её перекликается с картинкой Робинсона из первого издания романа:
«Звёздный десант». The Folio Society, 2015. Художник Stephen
Hickman.
«Звёздный десант». G.P.Putnam’s, 1959. Художник Jerry Robinson.
Внутри книги фронтиспис и шесть иллюстрации, две из них на разворот – и это, к сожалению, не самые лучшие образцы творчества Хикмана. Это если мягко говорить. Вообще-то он умеет гораздо лучше. Рассказывая о работе над книгой, он очень много распинался насчёт «погружения в атмосферу» и тому подобного. Мне кажется, если художнику есть что сказать, он говорит это своими работами, а не ртом. И многословные рассуждения – это верный признак того, что нам подсовывают какое-то фуфло. Впрочем, смотрите сами:
«Звёздный десант». The Folio Society, 2015. Художник Stephen
Hickman.
Картинка на разворот, частично повторённая на футляре:
«Звёздный десант». The Folio Society, 2015. Художник Stephen
Hickman.
И фронтиспис, по-моему, единственная удачная работа в серии.
«Звёздный десант». The Folio Society, 2015. Художник Stephen
Hickman.
По ценам издательства «Десант» стоил порядка $85, на свободном рынке он подрос в цене вдвое, в диапазоне $130-180.
Через пять лет к «Десанту» добавился «Чужак»:
«Чужак в земле чужой». The Folio Society, 2020. Художник Donato
Giancola.
На этот раз иллюстрации рисовал сам Donato Giancola – восемь шутк плюс фронтиспис. Вообще-то мне нравится Донато, но, начиная с какого-то момента, он стал слишком востребованным художником и потихоньку превращается в какого-то, прости господи, Никаса Сафронова. Впрочем, из серии работ к «Чужаку» можно выбрать несколько симпатичных картинок. Чтобы избежать ненужных вопросов, сразу поясню, что выбирал их отнюдь не по тематике. Просто на дворе зима, в носу грипп, и хочется ярких, радостных цветов.
Во-первых, фронтиспис (естественно, это самая удачная работа в комплекте), а во-вторых парочку из середины – глава 24 и глава 27.
«Чужак в земле чужой». The Folio Society, 2020. Художник Donato
Giancola.
Folio продавало книгу примерно за $130. На свободном рынке цена предсказуемо выросла вдвое, до $280.
И последняя в этом ценовом диапазоне американская компания Suntup. Она относительно недавно на рынке, с 70-х годов прошлого века, но у них всё по-взрослому. Свои тиражи они разделили на три класса (точно так, как планировала безвременно почившая в бозе Meisha Merlin): «Numbered», «Lettered» и «Artist» edition. В апрельском комплекте 2021 года были два томика: «Чужак» и «Десант».
Что из себя представляло Numbered edition? Как следует из названия, это были пронумерованные экземпляры числом 250. Книги помещались в футляр, обтянутый цветной тканью.
«Чужак в земле чужой», «Звёздный десант». Suntup Editions. Художник
неизвестен.
Обложки, на мой вкус, слишком скучные, но в них есть определённый «кабинетный» стиль.
Внутри – проиллюстрированные романы:
«Звёздный десант». Suntup Editions. Художник Dan Dos Santos.
«Чужак в земле чужой». Suntup Editions. Художник Thomas Canty.
В «Десанте» 4 иллюстрации Dan Dos Santos, в «Чужаке» 11 картинок Thomas Canty. Все экземпляры подписаны художниками.
Нумерованное издание «Чужака» стоило $320, «Десант» - $255, но в продажу они шли только комплектом. На вторичном рынке цена за комплект доходит до $1000.
Lettered edition отличалось от Numbered, как следует из названия, способом маркировки и, соответственно, тиражом – вместо чисел экземпляры обозначались буквами латинского алфавита, поэтому их было всего 26. Кроме того у Lettered edition был другой переплёт с корешком из кожи и другой материал футляра:
И третий вариант, Artist edition было выпущено тиражом 750 экземпляров и отличалось наличием суперобложки. Книги были в тканевом переплёте, футляры обклеены тиснёной бумагой:
Artist edition шло в розницу от издателя по смешной цене $125 за «Десант» и $250 за «Чужака», но на свободном рынке цена тут же подскакивала вдвое.
Что можно сказать об иллюстрациях в этих эксклюзивных изданиях? Они… ну, такие… эксклюзивные.
«Чужак в земле чужой», «Звёздный десант». Suntup Editions.
Художники Dan Dos Santos, Thomas Canty.
Но не стоит забывать, что главное удовольствие от всех этих limited edition – это сам момент приобретения и распаковки:
А потом их можно поставить на полочку и на этом всё. Ну, разве что порой, бросив взгляд в их сторону, вы можете самодовольно улыбнуться, думая про себя: «а у меня-то вон что есть, бе-бе-бе!»
.
Часть 1. Limited Edition – Лимитированные версии
Часть 2. Gift/Box Set – Коробочки pt 1
Часть 2. Gift/Box Set – Коробочки pt 2
Часть 3. Collection edition – Коллекционные издания
- 3.1. Slipcase – футляр
- 3.2. Leather-bound – кожаный переплёт
- 3.3. Cloth, Leather, Exclusive,
Numbered, Lettered, Artistic… - You are
here
- 3.4. Special Arts – художественные издания
Часть 4. Custom – штучные изделия
Полный список статей см. по ссылке
|
</> |