
Неведение

Святые отцы называют неведение великим, начальным злом, от которого зло рождается в полноте обилия. Преподобный Марк Подвижник говорит, что неведение есть первый, главный исполин злобы. «Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением», – сказал другой отец. Оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его.
*
Науки
Науки – плод нашего падения, – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего разума. Ученость – светильник ветхого человека, светильник, которым мрак тьмы во веки блюдется. Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Это Светильник – Дух Святой, Он Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека.
Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещевает
апостол: Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да
бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3, 18). Точно! Ученость не
есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание
Истины, которая открыта человекам Господу, к которой доступ –
только верой, которая неприступна для падшего разума
человеческого, – заменяется в учености гаданиями,
предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место
занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по
самым началам своим, мудрости духовной, божественной. Нельзя быть
последователем той или другой вместе; одной непременно должно
отречься.
Падший человек – ложь, т. е. образ мыслей, собрание понятий и
познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности
своей – шатание, бред, беснование ума, пораженного смертной язвой
греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в
науках философских.
Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни

|
</> |