Неуловимый Джо


«Новые нации»
Продолжаем наш экскурс в американский сепаратизм с неожиданной стороны.
В США всегда были проблемы с коренным населением, т. е. с индейцами.
Здесь потребуется небольшой исторический экскурс.
Резервации, как правовую концепцию, утвердил президент Эндрю Джексон в первой трети XIX века. С этого момента они несколько раз менялись от выделенной на племя или семью территории до того состояния, в котором резервации пребывают сейчас.
Вплоть до гражданской войны индейцев считали формальными хозяевами всей территории, на которую с восточного побережья или из южных штатов выдвигались переселенцы.
Все насильственные конфликты между сторонами вынужденно трактовались, как незаконный захват. Это было крайне некомфортной с точки зрения международного права позицией.
А вот сразу после гражданской войны конфликт между штатами был улажен и Конфедераты не могли полагаться на индейцев, как на потенциальных союзников.
Вопрос был поставлен ребром: вся земля, а, соответственно, и все населяющие ее племена чуть ли единомоментно стали гражданами одной страны.
С формальной точки зрения этому предшествовала серия судебных решений, но неформально все понимали, что теперь это право сильного.
Возник термин «признанные на федеральном уровне индейские племена». Это крупные социальные образования, которые заслуживают получения собственной земли.
Очень скоро стало понятно, что объявленной ассимиляции не получается, поэтому резервации превратились в области компактного проживания индейцев по их правилам. Границы резерваций никак не были защищены от окружающего мира.

Фактически, индейцы с 1868 по 1934 год были владельцами бросовой земли и могли по своему желанию участвовать в жизни гражданского общества или сохранять «автономию».
А вот в 1934 году резервациям придали прав («акт Говарда-Уиллера») и у них появился кое-какой суверенитет. Теперь собственность на индейских территориях нельзя было продавать без утверждения общины (так поступало довольно большое количество индейцев) и в ведение общин должна была находится общественная инфраструктура.
Её было немного, поэтому в течение следующих 20 лет правительство США инвестировало в инфраструктуру, здравоохранение и образование в резервациях. Племенам вернули 8000 кв. км земли. Дальше всё повернулось в обратную сторону, но планка была поднята достаточно высоко.
Тут нужно сказать, что начиная с 1880-х индейские резервации обзавелись собственной полицией. Поначалу это планировалось, как нечто вроде дружинников в подчинении федерального маршала. Очень быстро стало понятно, что индейские органы правопорядка намерены забрать себе полномочия по преследованию преступников на собственных территориях.
Исторически серьёзные преступления в индейских резервациях должны были расследоваться федеральным правительством, обычно в лице ФБР.
Племенные суды были ограничены приговорами сроком до одного года или меньше.
Однако ситуация стала активно меняться после ВМВ. Фактически с конца 50-х, а формально с 1968 года существует полицейская академия для индейцев, которая постоянно расширяет свои полномочия.
На территориях резерваций действуют суды. Их полномочия достаточно размыты.
Во-первых, они различаются в зависимости от того, находилось ли племя в штатах Аляска, Калифорния, Миннесота, Небраска, Орегон и Висконсин или нет.
Во-вторых, есть ли желание у резервации содержать его у себя на территории или пользоваться федеральным судом.
Верховный суд США в решении 1978 года постановил, что племена не имеют юрисдикции над «неиндейцами». Племенные суды сохраняют власть в отношении преступлений на племенной земле. Закон 2010, а потом и 2013 гг. расширил уголовную юрисдикцию племен в отношении «неиндейцев», виновных в домашнем насилии, которое происходит в резервации и жертвой является член племени.
Уголовный суд с точки зрения тяжести наказания ограничен сроками до 3 лет и штрафом.

Племена активно пользуются иммунитетом от многих судебных исков. Этот же иммунитет распространяется на бизнесы, которые индейцам разрешают держать в резервациях. А это, между прочим, в основном казино, азартные игры, табак и марихуана.
Гражданские суды за исключением серьезных преступлений федерального масштаба не вмешиваются в решения, выносимые племенными судами.
В период до 1868 года индейцы не были американцами, с 1868 по 1934 гг. они считались американцами, а после 1934 и в особенности после 1978 года они снова приобрели статус иностранцев.
Имеют ли резервации (вместе или каждая в отдельности) права штатов?
Конституция США разделяет территории и племена. Т.е. вождь племени считался (опять-таки с правовой точки зрения) сувереном.
Индейцы всегда занимали позицию, предполагающую договор между ними и правительством США.
В 1968 году в рамках громкого дела «Menominee Tribe v. United States» Верховный суд постановил, что в резервации правительство США не может регулировать рыбную ловлю и охоту, потому что это естественное право племени. С этого момента неотъемлемые права только росли.
В итоге дошло до того, что в 2020 году Верховный суд постановил, что суд Оклахомы (внутри которой находится резервация) не может судить члена племени, потому что в этой резервации есть собственный судебный орган.

О чем все это нам говорит?
Коммерческая деятельность, финансовые пирамиды, дотации из федерального центра в резервации всё меньше контролируются США. Понятно, что говорить о какой-то территориальной независимости анклавов не приходится, но правовая независимость с границей уже есть.
Её можно только укреплять.
https://telegram.me/mikaprok
https://boosty.to/mikaprok
|
</> |