Неудачный советский мотоцикл - гибрид BMW и Harley-Davidson


Продолжим осмотр экспозиции автомобильного музея УГМК в городе Верхняя Пышма. Сегодня - первый советский тяжелый мотоцикл ПМЗ-А-750, где ПМЗ - это "Подольский механический завод", литера "А" означает возможность эксплуатацию мотоцикла с коляской, 750 - это рабочий объем двигателя.
Разработка мотоцикла началась в 1931 году в НАТИ (Научный автотракторный институт), под руководством Петра Владимировича Можарова. Первые четыре мотоцикла были изготовлены к 1 мая 1933 года, а в марте 1934 года стартовало производство мотоциклов на ПМЗ. При разработке рамы за основу взята дуплексная рама из штампованных профилей немецкого мотоцикла R16.

V-образный двигатель разработан на базе на базе нижнеклапанного двигателя Harley-Davidson. Двигатель имеет замкнутую циркуляционную систему смазки с шестеренчатым маслонасосом. Мощность двигателя 14 лошадиных сил. Слева видна ручка переключения передач, сама 3-ступенчатая КПП расположена над двигателем. Тип передачи на колесо - цепная.

ПМЗ-А-750 единственный советский довоенный мотоцикл у которого имеется приборный щиток и замок зажигания. Но несмотря на оригинальность задумки мотоцикл оказался крайне ненадежным - получив в народе прозвище "ПМЗ - попробуй меня заведи". Уже в 1939 году мотоцикл был снят с вооружения Красной Армии, ему на замену пришел М-72 - полный аналог BMW R71.

Автомобили продавались гражданам, но цена в 7760 рублей (1938 год) была в два раза выше стоимости более массовых мотоциклов Л-300 и ИЖ-7. Всего в период с 1934 по 1939 год было выпущено 4636 мотоциклов.
