Нетуристический Харьков. Балашовка. Красный Луч.
gatta_bianka — 05.02.2021
На этот раз будет много промышленно-жилой эстетики
еб@й
фабрично-заводского и жилого района города, в который меня занесло
на этот раз. Пришлось немного разобраться в исторических и
народно-риелтерских названиях района и его географии. Итак,
современный район
Балашовка представляет из себя жилой
сектор в виде трапеции из Московского проспекта, улиц Плехановский,
Полевой, Морозова и примыкающую промзону завода им. Малышева,
которую очерчивает железная дорога со станцией Харьков-Балашовский.
А
Красный Луч (Червоний Промінь) это небольшой поселок,
примыкающий к жилому району Балашовки со стороны Московского
проспекта (см. карту риелторов внизу). Далее я использовала
сведения из
энциклопедического словаря
Харьков, выданного в 2014 году. «Красный Луч», «Луч» — рабочий
поселок, жилой комплекс, возведенный в 1923–1924 вблизи схождения
просп. Московского и ул. Плехановской, к востоку от Балашовского
вокзала и станции метрополитена «Завод имени Малышева». Он состоит
из 36 двухэтажных домов типа коттеджей (арх. Г.Г. Вегман). В новом
жилом комплексе поселились рабочие заводов ХЭМЗ и «Серп и Молот». В
1930 через железную дорогу построили мост, что значительно улучшило
сообщение района с центром города. Позднее его дополнили новыми
четырех — и 5-этажными жилыми домами, сооружениями бытового
назначения.
1. Это новый, открытый в 2018 году Свято-Ольгинский храм. Хоть он и
стоит на Московском проспекте,195, но это не пристанище для
ольгинских троллей :), а вроде даже как храм КП. Удачно
расположился между несколькими медицинскими комплексами, в т.ч.
рядом с 17 многопрофильной больницей, которая в Харькове лечит
ковидных больных. Но речь дальше пойдет не про ковид конечно
же)).
2.
3. Виды на Московский проспект.
4.
5.
6. А это немного новостроя по ул. Кошкина.
7.
8. Школа №94 по той же улице.
9. А это расчетно-сервисный центр Харьквэнергосбыта, иногда здесь
приходится бывать и контролировать то, что они насчитали)).
10. Памятник Кошкину - создателю танка Т-34.
11.
12. Еще один длинный и красивый корпус энергетиков, но я его
целиком не фотографировала.
13. Елочки и снежок!
14. Памятник энергетику.
15.
16.
17. Это я уже вышла на главную улицу Балашовки - Плехановскую.
Она тянется от начала просп. Гагарина до средней части
Московского просп. Названа именем русского марксиста, а до этого
именем чиновника. Первоначальное название соотвествовало
географическому ориентиру - поэтому она называлась
Таганрогской. Вот лучше бы это название большевики не
трогали бы !!! Таганрог - Украина, если кто забыл! Эти земли
у нас изъяли в обмен на Крым.
В начале ХІХ ст. в западной части улицы были кирпичные заводы,
а в 1850-х среди маленьких домиков под соломой выделялся дом
коллежского советника Петина, что обусловило новое ее название
— Петинская. С конца 70-х улица разрослась на восток. В 1880 на ней
открыли ремесленное училище, в 90-х ее прорезала линия железной
дороги на Балашов (Саратовкой области). Здесь возник
паровозостроительный завод (1895). Вдоль улицы проходит линия
метрополитена со станциями «Спортивная», «Завод
им. Малышева».
18.
19. И еще на на этой стороне улицы рядом с этим заводом находится
Арт-завод Механика , куда я тоже иногда
захаживаю.
20. Жилые дом и рядом супермаркет Рост, который в кадр почти
не попал))
21.
22. Промышленная эстетика района говорит о том, что я приближаюсь к
железной дороге и промзоне.
23. Слава труду! Во истину слава!
24. Балашовский мост.
Балашовка — район, прилежащий к вокзалу Харьков-Балашовский
(Балашовский вокзал) и Балашовскому путепроводу, построенному в
1913 и восстановленному впоследствии. В 1895 открылось
железнодорожное движение по линии Харьков — Балашово
(Юго-восточная железная дорога), связавшее город с Поволжьем.
Сооруженная здесь в 1890-х железнодорожная линия на Балашов
определила название вокзала, путепровода и прилегающего района.
Балашовский вокзал, Харьков-Балашовский. Расположен в центральной
части города, на участке, примыкающем к Московскому проспекту.
Ранее, до 1870-х на его месте был выгон и владения частных лиц. В
1890-х здесь сооружена линия железной дороги. Одновременно с
вокзалом возникли мастерские, а через несколько лет —
паровозостроительный завод. Это обусловило быстрое заселение
района. В 1913 над путями Балашовской железной
дороги перебросили оригинальный висячий металлический
путепроводный мост с каменными съездами. Он был разрушен в период
Второй мировой войны и впоследствии реконструирован. В последние
годы площадь вокзала обновляется и обустраивается.
25.
26.
27.
28.
29.
В 1906 на улице Плехановской проложили трамвайную линию.
Первая электрическая железная дорога в городе, как она
первоначально называлась, связала центр города с Балашовским
вокзалом, маршрут прошел поПлехановской, (Петинской) и
Нетечинской улицам до Павловской площади. Тогда курсировало 10
«электричек» и две стояли в резерве.
Вагон был двуосным с деревянным кузовом и скамейками, вмещал 18
пассажиров. Скорость перемещения составляла 10 км/час.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36. Что-то новое, похожее на церковь, построили - в гуглмапс еще
остов здания на картинке.
Далее по Плехановской в 1909 открыт Рабочий дом (ныне ДК
«Металлист»). В 1925 недалеко от Кирилло-мефодиевского кладбища
началось строительство рабочего поселка, а затем и парка,
получивших имя Артема. В 1927 открыт стадион «Металлист». В 1930
построили кинотеатр «Рот фронт» (на его месте сейчас кинотеатр
«Родина»). Но об этом в следующий раз)
Карта района.