«Нетопырь»

«Царь-танк» (также известен как «Нетопырь» или «танк Лебеденко») — колёсная боевая машина, разработанная в Российской империи в 1914–1915 годах.
По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью преодолевают ухабы и канавы. 210 тысяч рублей буквально из кармана выдал разработчику сам Николай II?!
Некоторые характеристики:
- длина корпуса — почти 18 метров;
- ширина — 12 метров;
- тип брони — стальная катаная;
- тип двигателя — «Майбах»: авиационный, карбюраторный, высокооборотный; 1вооружение — два капонирных орудия калибра 76,2 с боекомплектом на шестьдесят выстрелов, плюс несколько пулемётов «Максим» калибра 7,92 с боекомплектом от восьми до десяти тысяч патронов; 1
- экипаж — 15 человек.

В августе 1915 года состоялись первые испытания. Царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила, и вдруг остановился. Задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Комиссия дала заключение – танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и его решили свернуть. Комиссия сделала вывод, что танк непригоден для езды по пересечённой местности. Проект решили свернуть.
До 1917 года танк стоял под охраной на том месте, где застрял. Сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины ещё 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

Сегодня крошечную модель «Нетопыря» можно увидеть в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Царь-танк
|
</> |