И остави нам долги наши


Дата основания: 1862 год
19 марта 1861 в Нижнетагильском Входо-Иерусалимском соборе (разрушен в начале 30-х годов XXв.) был отслужен благодарственный молебен по случаю отмены крепостного права в России. Царский манифест был оглашен также на площади перед заводоуправлением. Там же кто-то подал мысль о создании на народные средства церкви во имя великого князя Александра Невского и в память освобождения крестьян из крепостного состояния.

По предложению вольноотпущенного заводского служащего Дмитрия Петровича Шорина 1 июня главноуправляющий заводами генерал-майор В.К.Рашет собрал в здании заводоуправления служащих и некоторых купцов из вольноотпущенных и предложил им к подписанию заранее составленный Шориным «приговор» о сооружении храма и образовании попечительского комитета из четырех человек. Сто сорок человек подписались под документом, возложив на Шорина высокую обязанность хлопотать о сборе пожертвований. 24 ноября в Перми утверждена строительная комиссия, одобрившая план и фасад будущей церкви по проекту архитектора Гирста. 5 февраля 1862 Синод благословил начало доброго дела – постройки храма на Вересовой горе, названной тогда же Александровской. Образцом был один из самых известных европейских православных храмов – Парижский храм Александра Невского.

Строительство: 1861—1877 гг.
В 1861, когда началось работы по тагильскому храму, проект был заказан Томасу Фомичу Нельсон-Гирсту, на тот момент архитектору тагильских заводов и одновременно архитектору Пермского удельного ведомства. Гирст подготовил проект, но волею господ Демидовых и главного по храмовых делам Д.П. Шорина уже в 1862 г. был уволен с должности заводского архитектора и «прораба» нового храма.
Появился и жертвователь из «дальних стран», который был известен Шорину, но для прочих пожелал остаться неизвестным, скрываясь под инициалами «А.А.Г.». Сначала он передал 500 рублей, а затем, когда пришло время приобрести для церкви на Гальянке благовестный колокол, выслал Шорину доверенность на продажу своего каменного дома стоимостью 3500 рублей. При этом благотворитель не торгуется и согласен продать этот дом в Тагиле за 1600 рублей, чтобы деньги пошли на отливку колокола. Этим жертвователем оказался Андриан А.Густомесов, в прошлом выпускник Выйского училища, соученик Д.П.Шорина, уже более 20 лет проживавший в Астрахани. Давая деньги на отливку колокола, он просил сделать на нем надпись: «От служащих на заводах Павла Павловича Демидова в знак благодарности за воспитание в Выйском училище».

Иконостас храма был задуман богатый, шестиярусный. Отделкой занимался художник Ф.Д.Топорков, он исполнил резные работы, вызолотил херувимов, звезды, царские врата, рамы около образов, колонны, карнизы и орнаменты.
На иконостасе – изображение «всех двенадесяти и прочих икон, выражавших идею освобождения и благодарности Царю Освободителю». В нижнем ярусе изображены «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царства небесного, Богоматерь с Предвечным младенцем, как бы объемлющим вселенную, и святой благоверный князь Александр Невский на молитве, а за ним монахи…»
Во втором ярусе можно было видеть Успение Пресвятой Богородицы, Введение во храм, рождество Христово, Сретение Господне и кончину Александра Невского.
В середине четвертого яруса взгляду открывались живописные картины: Воскресение Спасителя с надписью: «4 апреля 1866 года, в память первого избавления Царя-Освободителя (имеется в виду покушение на Александра II), затем помазание на царство царя Давида, Воздвижение Животворящего Креста, Крещение спасителя, Преображение, Вход в Иерусалим и равноапостольные Владимир и Ольга – предки Александра Невского…». Над капителями колонн вензель «А.II.».
Все образа в церкви были выполнены тагильским живописцем В.П. Худояровым. Бесспорно, своей символикой и художественными особенностями такой иконостас производил на прихожан неизгладимое впечатление.
Александро-Невская церковь была освящена 6 декабря 1877г. На ее строительство ушло 16 лет. Церковь удачно привязана к местности и поэтому издали казалась грандиозной со всех сторон. По фасаду она очень похожа на ту, что построена архитектором Кузьминым для русских в Париже, но по стоимости тагильская церковь вышла в 25 раз дешевле – в 43 тысячи рублей без малого, а парижская – в миллион.
В годы гражданской войны в церкви укрывались бойцы Белой армии (красные – в башне на Лисьей горе). Во время одной из перестрелок церковь была пробита двумя снарядами, один из которых был обнаружен и нейтрализован только в 1988 г, когда храм был возвращен епархии.Во время гражданской войны церковь значительно пострадала, дважды пробита снарядами. До 1931г. григорьевской ориентации. В 1931-1935 – кафедральный собор Нижнетагильских обновленческих архиереев. Старые жители Нижнего Тагила в своих воспоминаниях сходятся на том, что еще в 1936 в церкви Александра Невского шли службы, крестили младенцев, отпевали усопших. В 1937 храм опустел, на дверях повесили замки. Закрыт в 1940, обновленческой ориентации. После войны от него остались стены, пустые оконные и дверные проемы. В 1955 местные жители обратились к городским властям с просьбой вернуть храм, но в результате здание стало складом для дуста. В 1960-х гг. уже сильно поврежденный храм использовался как тренировочная база скалолазами и альпинистами.
В 1988 году, когда Россия праздновала 1000-летие Крещения на Руси, политика в стране по отношению к церкви изменилась. И ПЕРВЫМ храмом, который в Нижнем Тагиле вернули православной епархии, был именно храм Святого Александра Невского. Кстати, когда в том же 1988 году его стали восстанавливать, потомки бывшего старосты Свято-Троицкой церкви Зиновия Лебедева передали туда иконы, спасенные Зиновием Федуловичем во время ее разрушения в 1936 году (он погрузил их на телегу и увез домой).

Осенью 1988 церковь передана общине верующих старой Гальянки, начались работы по возрождению храма. 15 апреля 1989 состоялось освящение храма архиепископом Екатеринбургским и Курганским Мелхиседеком (Лебедевым).




В 1989 году отец Геннадий привез нас в храм, который восстанавливал вместе с жителями Гальянки . К закопчённой от пожара стене была приставлена большая икона на доске. Отец Геннадий рассказал, что в одном из сараев у местного жителя нашли эту икону. она служила столешницей и на ней рубили мясо. Рубцы от ударов топором как шрамы , отзывались болью вв сердце.












храм Святого Александра Невского, Нижний Тагил