НЕСВОБОДА ВЫБОРА

топ 100 блогов markshat17.10.2025

Мне дорога несамостоятельность человека в этом мире. Потому что все обольщения на счет свободы воли и свободы выбора ограничены исключительно жизнью. Но стоит заговорить о добровольном уходе из жизни, и мы упираемся в жесточайший запрет. Оказывается, здесь мы совсем не вольны, здесь мы не имеем права выбирать. Наиболее упорствующих в добровольном уходе могут даже поместить в психлечебницу. Социум непримирим по отношению к тем, кто по собственному желанию хочет выбыть из него. И действительно, если все будут сами решать, когда им уходить, это ослабит влияние социума. Вот откуда растут ноги у религиозного запрета на самоубийство и у репрессивной медицины. В этом же причина неприятия эвтаназии. Я совсем не агитирую за добровольный уход из жизни. Хотя так отчаянно сопротивляющийся этому социум вполне благосклонно относится к добровольному отданию жизни на войне. Когда Александр Матросов грудью бросается на вражеский дзот или летчик Гастелло идет на таран вражеского самолета. Когда солдат ценой своей жизни падает на вражескую гранату и спасает товарищей. Когда он защищает свою страну, свой социум. Это приемлемое для социума самоубийство. Оно происходит в интересах выживания многих. И потому поощряется социумом. Подавляющее большинство наших норм определяются интересами социума. И я с этим не спорю. Я, как и все, отдаю должное этой жертвенности. Но, как бы ни был социум вездесущ, так или иначе индивидуальное существо остаётся ещё и один на один с собой. И ему необходим ответ, чем же является оно само по себе. Ведь даже затворник в пещере никогда до конца не отделим от социума. Хотя бы уже потому, что сам вышел из него и вынес с собой социализированное миропонимание. Вот почему несамостоятельность человека теплит во мне надежду. Если человек никогда не свободен от социума, но и не исчерпывается им, если источником его существование является нечто, зиждущееся за пределами социума, а свобода воли и свобода выбора являются прикладными качествами, культивируемыми социумом, это значит, что мы больше наших социализированных представлений о мире и о себе. Что мы происходим не из ограниченных социумом рамок бытия, а из чего-то более непостижимого, чем социальная целесообразность. В единичности каждого отдельного существа, не вопреки его несамостоятельности, а благодаря ей, я виже нечто более значительное, нежели социальную определённость, которая с помощью заманух свободой воли и выбора, с одной стороны, и запрета на самоубийство, с другой, загоняет человека в безжалостные тиски. Тогда как представление о несамостоятельности человека избавляет нас от этой ложной скованности. Мы просто живем и умираем не по своей воле даже тогда, когда убиваем сами себя. Нас целиком и полностью приводит в этот мир и уводит из него нечто куда более всевластное, чем социум и наши соображения о мире. Нечто, что только и могло сотворить сам этот невероятный мир, непосильный для ограниченных возможностей социального бытия и далеко не исчерпывающийся им. Каждого из нас влечет общая для всех живых существ процессуальность, индивидуализированная в приложении к каждому из нас. Мы все вовлечены в общий поток жизнь и при этом каждый из нас сугубо личностен. И никто не в силах изменить этого. В этом и заключается наша несамостоятельность, которую не одолеет никакая сила воли и выбора и которую не остановит никакой запрет на добровольный уход из жизни. Каждый из нас обретает свою жизнь и найдет свою смерть. Представление о несамостоятельности порождает опасения, что мы способны третировать саму жизнь. Но смешно предполагать, что признание нашей несамостоятельности повлечет за собой повальное самоубийство, что все бросятся кончать с собой. Если мы несамостоятельны в вопросах жизни, какие основания считать, что мы самостоятельны в вопросах смерти, какой бы она ни случилась. Человек не свободен в выборе ни тогда, когда умирает не по своей воле, ни тогда, когда принимает решение уйти из жизни. Ведь даже в Писании определённо написано: на всё Божья воля. И нигде не написано, вот на это воля Божья, а вот на это воля человека.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
У марунов очень интересная история и интересная жизнь. Как вы, возможно, помните или знаете, Ямайку открыл Колумб. В 1655 году Англия отвоевала этот остров у испанцев. Примерно тогда и началась эта история. Испанцы бежали, побросав своих рабов. По другой версии, в поднявшейся шумихе ...
Живу рядом со столицей нашей Родины, поэтому бываю в ней крайне редко. Но метко. Только что был в Замкадье и ррррраз! – уже на Лубянке. С Лубянкой всегда так – ррраз и фсё. Там где стоял Железный Феликс, теперь стоит железная ёлка из железных палок. Только дождь её украшает ...
На пороге офиса Олега Николаевича меня сегодня походя цапнула бездомная шавка - ...
Давно ещё, на Севере, родители отдали даром продали дачу, зачётный, крепкий дом, со всем остальным капитальным хозяйством. И как то я думал, вот бы взять его, дом, и аккуратно, по волшебству, перенести в Греческие Роты : ), ни в Сочи, ни в Адлер или Крым, а в Греческие Роты, цены бы ей ...
Про тульские пряники, думаю, все слышали? Белёвская пастила и суворовские конфеты тоже уверенно представляет Тульскую область среди гастрономических брендов России. А вот булочка-венёвка — это что-то новенькое. На самом деле не такое уж и новое. А просто хорошо забытое старое. У ...