НЕСВАРЕНИЕ

Наверное, там, где спасаются натуральным хозяйством и питаются с огорода, всё иначе. Но в большом городе с головой накрывает ощущение, будто живёшь внутри огромного магазина. Почти на всём, что попадается на глаза, написано: «Купи меня!». И не только на вещах и продуктах, на витринах или рекламах… «Окупаемость» театрального спектакля или бардовского концерта (да и не бардовского) – как бы рамочка, в которую вставлено сценическое действо. И потому туда больше не хочется идти (или крайне редко, когда что-то уж совсем из ряда вон).
Даже поэты наперебой отправляют в мир послание того же рода: «Купи меня!», заманчиво рекламируя свои новые книги или поэтические вечера. Процесс почти полностью вытеснен «продуктом»… Но ставка на «продукт», годный к продаже или вкусный при пережёвывании, разворачивает отношения артиста (литератора, музыканта и пр.) с читателем и слушателем в непрерывную пищеварительную цепь. Тебе всё время предлагают что-то съесть… Тот же Интернет – необъятный «шведский стол», где можно дегустировать от заката до рассвета.
Однако эпоха, живущая под девизом «Купи меня!», начертанным на лбу почти у всех – от художников до политиков, – упускает из виду простую физиологию, против которой не попрёшь. С дикой силой нарастают несварение, отвращение, тошнота и аллергия на всё съедобное и выставленное на продажу…
Хочется закрыть окна и двери, поставить «фильтры» у компьютера, радио, ТВ и пр., и всякую информацию встречать с единственным вопросом: «А нужна ли она мне? Зачем мне это знать – здесь и сейчас? Стоит ли впускать в своё пространство очередной мусор?».
Когда все вокруг «предлагаются», каждый новый человек, попавший в социальный круговорот, уже движется по накатанным рельсам… Мир будто кричит ему: «Все кругом соревнуются за внимание – и ты давай! Иначе вытолкнут с панели, накроет конкуренция». И он, конечно, старается, карабкается изо всех сил…
Но если ты – источник того самого внимания – читатель, зритель, покупатель, то всегда можно спохватиться: «А ведь внимание – самое дорогое, что есть в этом мире, раз все так за него борются!». Распорядиться своим вниманием осмысленно – значит, прервать дурную бесконечность «купи-продая».
Это я самой себе пишу, просто от усталости. Не сиюминутной усталости, а тотальной. Слишком уж тяжело жить в магазине, когда кругом снуют одни покупатели с ошалевшими глазами. А изо всех щелей несутся возгласы: «Купи меня!».
