Нестор Сергеевич Уваров, он же Никита Кукольник

(Написано довольно давно, публиковать тут не хотел, но - довели)
Как известно, Остап Бендер, зарезанный бритвой в преддверии двенадцатого стула, в «Золотом теленке» ожил, как ни в чем не бывало. Ни в какие объяснения по поводу такого чуда Ильф и Петров не вдавались. Сам же великий комбинатор ограничился краткой заочной благодарностью хирургам, спасшим его молодую жизнь.
Надо полагать, врачам, спасшим молодую жизнь Мити Арсентьева, потрудиться пришлось не меньше: из первых «Утомленных солнцем» мы помним, что герой Олега Меньшикова порешил себя «по науке», - сел в ванную и вскрыл вены. Это вам не свихнувшийся убийца-дилетант Киса Воробьянинов!
Ожившему после расстрела комдиву Котову тоже повезло. Причем вдвойне: в «Утомленных» номер два смертная казнь минует его вторично. Какая-то добрая душа (кажется, я догадываюсь, какая именно) подправила его дело, сменив «матушку 58-ю», по выражению Солженицына, на уголовную 129-ю. Поэтому под «профилактический» расстрел «политиков» в преддверии прихода немцев экс-комдив не попал. А попал в штрафбат…
Сознаюсь: вначале мне фильм «Предстояние», как Воланд Берлиозу, «скорее понравился, то есть не понравился, а… как бы выразиться…заинтересовал, что ли». Ведь отдельные сцены вполне даже ничего. Все-таки Михалков есть Михалков. Да и артисты, включая опять же самого…
Так бы можно было, вероятно, продержаться до самого последнего кадра. Если только не пробовать связывать между собой разные эпизоды, и к ним самим не шибко придираться по части правдоподобия… Короче говоря, не задумываться.
Собственно, на такое «незадумчивое» восприятие это кино и рассчитано. Потому что зрителю предлагается сказка. Приходит ли кому в голову мерить обычной житейской логикой библейские сказания? Жития святых?
Впрочем, я не совсем прав. В упомянутых выше текстах о Боге и Его вмешательстве все-таки говорится прямо. И в фильмах, посвященных, скажем, Христу, если их создатели – верующие люди, - это самое Вмешательство фигурирует недвусмысленно. Взять хоть «Евангелие от Матфея» Пазолини, хоть разгневавшее одновременно российские церковь и Компартию «Последнее искушение Христа» Скорсезе. В данном же случае присутствуют лишь намеки, вроде крещения в море с последующим спасением от гибели. И еще есть реалистический антураж, сбивающий с толку зрителя. Ему же, зрителю, обещали фильм о войне. Ну, так вот она и война. Такого, предупреждал, помнится, режиссер, о ней еще не снимали…
А и в самом деле - не снимали. Может, стоило, помимо посвящения отцу-фронтовику, предварить фильм цитатой из Христа: «Будьте как дети»? Дети ведь так доверчивы!
Независимо от того, что имел в виду автор упомянутого призыва, зритель не может впасть в детство и удержаться от недоуменных вопросов. Да и ребенку (и даже тем более – ему) свойственно спрашивать, если он не понимает. А ведь трудно понять, например, какой летчик в здравом уме отважится высунуть зад из кабины самолета, да еще на боевом заходе. И какую, кстати, конвенцию не решаются вначале нарушить асы Геринга, кружащие над беззащитным судном с красным крестом? Никаких таких конвенций, включая Женевскую, СССР, помнится, не подписывал. А Гитлер не торопился соблюдать – по крайней мере, на Восточном фронте…
Или взять хотя бы ту же сцену крещения. Конечно, вспоминать о Боге в критическую минуту для человека естественно. Тем более, если человек этот – священник. Естественно и желание охранить девочку, с которой свела трагедия. Только вот для крещения достаточно было бы покропить. А окунать эту девочку, и без того едва держащуюся на воде, с головой в море, да еще трижды – это, согласитесь, уже чересчур. Смахивает на дурной фарс. Ну а если бы действующие лица были евреями или мусульманами, и на месте попа – мулла или раввин, а вместо девочки – мальчик, что тогда нам бы предъявили? Обрезание на плаву?
Между прочим, почему такая дискриминация? Помимо православных, к Богу в трудный час в фильме прибегает только мусульманин. А где прочие традиционные, как их, кажется, именуют, религии? Их же должно быть, по-моему, еще две, не так ли? Уж если автор упоминает не только православие…
Впрочем, не будем придираться к тому, чего нет на экране. Хватит и того, что туда попало никогда в жизни не бывшее. Например, штрафной батальон, в котором очутился Котов. Вообще-то разжалованный комдив вполне мог туда угодить. Но только - никак не в октябре 1941 г. По той простой причине, что первый штрафбат появился в Красной Армии 25 июля следующего, 1942-го. А массовое их применение началось после знаменитого приказа N 227 (известного как «Ни шагу назад!»), появившегося еще через три дня.
Кажется, такие коррективы истории задним числом даже Провидение себе не позволяло. Зато позволял Старший брат, правитель оруэлловской Океании, с его Министерством правды. Лично меня эта хронологическая вольность так удивила, что я как-то не отметил тот эпизод, где штрафник выпрашивает у кремлевских курсантов винтовку, упирая на то, что их «все равно убьют». Хотя вообще это – уже за гранью добра и зла… Может, отец-фронтовик не успел рассказать сыну-режиссеру (а больше, видимо, узнать негде было!), что оружие выдается солдату под расписку? И за сохранность оного боец отвечает головой.
Но, повторяю, этот перечень длить не имеет смысла.. Рука Всевышнего Отечество спасла – и весь сказ. Так, напомню, называлась пьеса Нестора Кукольника (1834 г.) О которой Николай Полевой писал, что она «не выдерживает никакой критики». Потому, в частности, что «собрано вдруг десять действий, когда нет притом ни одного основного, на чем держалось бы единство драмы». Это не об обсуждаемом ли фильме сказано? Ведь на экране – сказ о промысле Божьем. Герои фильма предстоят перед Богом – и как он захочет, так и будет. Мертвые воскреснут, мины не взорвутся, человек в одиночку поднимет пушку… А девочка, в первой части еще не доросшая до пионерского возраста, во второй уже окаФжется вполне взрослой, хотя и юной, фронтовой санитаркой…Ибо все в руке ЕГО… А ОН, безусловно, – на нашей стороне. Никак иначе творящуюся на экране в течение двух с половиной часов фантасмагорию объяснить невозможно.
Непонятно только, почему бы в таком случае, оказавшись от всяких намеков на реализм, не сделать откровенную сказку о том, как русские богатыри крушили супостатов с помощью воинства небесного. Или еще лучше – еще раз экранизировать Евангелие. А то ведь невозможно отделаться от предположения, что перед нами – экранная интерпретация сборной солянки, именуемой нынче патриотической идеологией и зело отдающей графом Уваровым с его знаменитой триадой. Не желает ли Никита Сергеевич исполнить в нынешней России роль графа Сергея Петровича? Тем более - у него, кажется, знатные предки…
Разумеется, в таком великом деле мелочи вроде исторической достоверности, да и обыкновенного правдоподобия, значения иметь не могут. Тем более, если автору, равно как и тем, на кого работают изготовители вышеупомянутой солянки, в самом деле, хотелось бы кое-что в прошлом подправить.
Автор одного из восторженных отзывов (есть и такие!) заявил, что фильм сделан «на пределе возможностей российского кинематографа». Неужели и впрямь ВОТ ЭТО и есть - предел? Бедный российский кинематограф! Бедный зритель!
Что уж о России говорить?..