Нестор Сергеевич Уваров, он же Никита Кукольник

топ 100 блогов Сообщество "Все о кино"02.04.2011

     (Написано довольно давно, публиковать тут не хотел, но - довели)                

   Как известно, Остап Бендер, зарезанный бритвой в преддверии двенадцатого стула, в «Золотом теленке» ожил, как ни  в чем не бывало. Ни в какие объяснения по поводу такого чуда  Ильф и Петров не вдавались. Сам же великий комбинатор ограничился краткой заочной благодарностью хирургам, спасшим его молодую жизнь.

   Надо полагать, врачам, спасшим молодую  жизнь Мити Арсентьева, потрудиться пришлось не меньше:  из первых «Утомленных солнцем» мы помним, что герой Олега Меньшикова порешил себя «по науке», - сел в ванную и вскрыл вены. Это вам не свихнувшийся убийца-дилетант Киса Воробьянинов!

   Ожившему после расстрела комдиву Котову тоже повезло. Причем вдвойне:  в «Утомленных» номер два смертная казнь минует его вторично. Какая-то добрая душа  (кажется, я догадываюсь, какая  именно) подправила его дело, сменив «матушку 58-ю», по выражению Солженицына, на уголовную 129-ю. Поэтому под «профилактический» расстрел «политиков» в преддверии прихода немцев  экс-комдив не попал. А попал в штрафбат…

   Сознаюсь: вначале мне фильм «Предстояние», как Воланд Берлиозу, «скорее понравился, то есть не понравился, а… как бы выразиться…заинтересовал, что ли». Ведь  отдельные сцены вполне даже  ничего. Все-таки Михалков есть Михалков.  Да и артисты, включая опять же самого…

   Так бы можно было, вероятно, продержаться  до самого последнего кадра.  Если только не пробовать  связывать  между собой разные эпизоды, и к ним самим не шибко придираться по части правдоподобия…  Короче говоря, не задумываться.

   Собственно, на такое «незадумчивое» восприятие это кино и рассчитано. Потому что зрителю предлагается сказка. Приходит ли кому в голову мерить обычной житейской логикой  библейские сказания? Жития святых?

   Впрочем, я не совсем прав. В упомянутых выше текстах о Боге и Его вмешательстве все-таки говорится прямо. И в фильмах, посвященных, скажем, Христу, если их создатели – верующие люди, - это самое Вмешательство фигурирует недвусмысленно. Взять хоть «Евангелие от Матфея» Пазолини, хоть разгневавшее  одновременно  российские церковь и Компартию  «Последнее искушение Христа» Скорсезе. В данном же случае присутствуют лишь намеки, вроде крещения в море с последующим спасением от гибели. И еще есть реалистический антураж, сбивающий с толку зрителя. Ему же, зрителю, обещали фильм о войне. Ну, так вот она и война. Такого, предупреждал, помнится, режиссер, о ней еще не снимали…

   А и в самом деле  - не снимали. Может, стоило, помимо посвящения отцу-фронтовику, предварить  фильм цитатой из Христа: «Будьте как дети»? Дети ведь так доверчивы!

   Независимо от того, что имел в виду автор упомянутого призыва, зритель не может впасть в детство и удержаться от недоуменных вопросов. Да и ребенку (и даже тем более – ему) свойственно спрашивать, если он не понимает. А ведь  трудно понять, например, какой летчик в здравом уме отважится  высунуть  зад из кабины самолета, да еще на боевом заходе.  И  какую, кстати, конвенцию не решаются вначале нарушить асы Геринга, кружащие над беззащитным судном  с красным крестом? Никаких таких конвенций, включая Женевскую, СССР, помнится, не подписывал. А Гитлер не торопился соблюдать – по крайней мере, на Восточном фронте…

   Или  взять хотя бы ту же сцену крещения. Конечно, вспоминать о Боге в критическую минуту для человека естественно. Тем более, если человек этот – священник.   Естественно и желание охранить девочку, с которой свела трагедия. Только вот для крещения достаточно было бы покропить. А окунать эту девочку, и без того едва держащуюся на воде,  с головой в море,  да еще трижды – это, согласитесь, уже чересчур. Смахивает на дурной фарс. Ну а   если бы действующие лица были евреями или мусульманами, и  на месте попа – мулла или раввин, а вместо девочки – мальчик, что тогда нам  бы предъявили? Обрезание на плаву?

   Между прочим, почему такая дискриминация? Помимо православных, к Богу в трудный час в фильме прибегает только мусульманин. А где прочие традиционные, как их, кажется, именуют, религии? Их же должно быть, по-моему, еще две, не так ли? Уж если автор упоминает не только православие…

   Впрочем, не будем придираться к тому, чего нет на экране.  Хватит и того, что туда попало никогда в жизни не бывшее. Например, штрафной батальон, в котором очутился Котов. Вообще-то разжалованный комдив вполне мог туда угодить. Но только  - никак не в октябре 1941 г. По той простой причине, что первый штрафбат появился в Красной  Армии 25 июля следующего, 1942-го. А массовое их применение началось после знаменитого приказа N 227 (известного как «Ни шагу назад!»), появившегося еще через три дня.

   Кажется, такие коррективы истории задним числом даже Провидение себе не позволяло. Зато  позволял Старший брат, правитель оруэлловской Океании,  с  его Министерством правды. Лично меня эта хронологическая вольность так удивила, что я как-то не отметил тот эпизод, где штрафник выпрашивает у кремлевских курсантов винтовку, упирая на то, что их «все равно убьют». Хотя вообще это – уже за гранью добра и зла… Может, отец-фронтовик не успел рассказать сыну-режиссеру (а больше, видимо, узнать негде было!), что оружие выдается солдату под расписку? И за сохранность оного боец отвечает головой.

   Но, повторяю, этот перечень длить не имеет смысла..  Рука Всевышнего Отечество спасла – и весь сказ. Так, напомню, называлась пьеса Нестора Кукольника (1834 г.) О которой Николай Полевой писал, что она «не выдерживает никакой критики». Потому, в частности, что  «собрано вдруг десять действий, когда нет притом ни одного основного, на чем держалось бы единство драмы».  Это не об обсуждаемом ли фильме сказано? Ведь на экране – сказ о промысле Божьем. Герои фильма предстоят перед Богом – и как он захочет, так и будет.  Мертвые воскреснут, мины не взорвутся, человек в одиночку поднимет пушку… А девочка, в первой части еще не доросшая до пионерского возраста, во второй уже окаФжется вполне взрослой, хотя и юной, фронтовой санитаркой…Ибо все в руке ЕГО…  А ОН, безусловно, – на нашей стороне. Никак иначе творящуюся  на экране в течение двух с половиной часов фантасмагорию объяснить невозможно.

    Непонятно только, почему бы в таком случае, оказавшись от всяких намеков на реализм, не сделать  откровенную сказку о том, как русские богатыри крушили  супостатов с помощью воинства небесного. Или еще лучше –  еще раз экранизировать Евангелие. А то ведь невозможно отделаться от предположения, что перед нами – экранная интерпретация  сборной солянки, именуемой нынче патриотической идеологией  и зело отдающей графом Уваровым с его знаменитой триадой. Не  желает ли Никита Сергеевич исполнить в нынешней России роль  графа Сергея Петровича? Тем более  - у него, кажется, знатные предки…

   Разумеется,  в таком великом деле мелочи вроде исторической достоверности, да и обыкновенного правдоподобия,  значения иметь не могут. Тем более, если автору, равно как и тем, на кого работают изготовители вышеупомянутой солянки, в самом деле,  хотелось бы кое-что в прошлом подправить.

   Автор одного из восторженных отзывов (есть и такие!) заявил, что фильм сделан «на пределе возможностей российского кинематографа». Неужели и впрямь ВОТ ЭТО и есть  - предел? Бедный российский кинематограф! Бедный зритель!

   Что уж о России говорить?..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поскольку решил устроить маленький перерыв и неделю ничего не писать, вернусь к установке базы Ken Farrell на Remington 700 SPS Tactical .308 Win Почему-то меня не покидало чувство, что база Ken Farrell встанет как влитая. Возможно, из-за прецизионной обработки ресивера винтовки и ...
Кладбище. Я иногда вслушиваюсь в знакомое и привычное слово и стараюсь услышать его заново - как будто слышу в первый раз. Так, как мы слышим непривычное звучание незнакомых слов на чужом, но близком нам языке - украинском, чешском или польском. Эти странные, но похожие на наши  слова ...
Знаете, почему до сих пор выступают по ТВ и с концертами по стране те, кто открыто или завуалированно выступал против СВО? Да потому что у нас в «культурке» таких 80%. Даже явных ...
Каждый понедельник, перед тем, как провалиться в сон, клятвенно обещаю себе назавтра дописать пост в ЖЖ. Однако, проснувшись, с удивлением обнаруживаю, что уже пятница!  Причем следующего месяца. Время летит с такой неимоверной быстротой, что не успеваешь фиксировать события даже в с ...
В проекте «Основ государственной культурной политики», подготовленного Министерством культуры РФ значится, что краеугольным камнем Основ является признание того, что «Россия не Европа», а так же указано что данный тезис подтверждается «всей историей народа и страны». Первое: Если Россия ...