Несостоявшийся флот адмирала Зумвальта
knl_1983 — 15.02.2022 В посте про Project SIXTY говорилось об обеспокоенности командования ВМС США ростом мощи советского ВМФ на фоне уменьшения бюджета американского флота. Что же хотел противопоставить советскому флоту адмирал Зумвальт?Организационные меры предполагали в частности сокращение устаревших эскортных кораблей резервного флота национальной обороны (National Defense Reserve Fleet) с 267 до 70 с целью экономии средств на постройку новых кораблей, а также компенсацию сокращения морской авианосной авиации за счет внедрения эскадрилий корпуса морской пехоты на авианосцы.
Продолжалась разработка новых систем вооружения - системы океанской разведки с использованием спутников (Naval Ocean Surveillance System), вертолетов программы LAMPS, мин CAPTOR, ракет Harpoon, зенитного артиллерийского комплеса Vulcan Phalanx, ускорялось внедрение зенитно-ракетных комплексов Sea Sparrow на кораблях.
Кроме того, Зумвальт решил реализовать на практике озвучивавшуюся им ранее концепцию High-Low Navy, которая заключалась в следующем. Флот из высококлассных кораблей (High Navy) будет настолько дорогостоящим, что не будет возможности построить и содержать такое количество кораблей, которое позволить контролировать океанские просторы. С другой стороны более дешевые корабли (Low Navy) хоть и могут быть построены в большом количестве, однако не смогут противостоять определенным видам угроз или выполнять определенные виды задач. При таких обстоятельствах только сочетание высококлассных и более дешевых кораблей позволит иметь как достаточно мощные корабли, так и достаточное количество кораблей.
Корабли High Navy всем достаточно известны - это авианосцы типа Nimitz, крейсера типа Ticonderoga, эсминцы типа Spruance, подводные лодки типа Los Angeles, десантные корабли типа Tarawa. Менее известен Low Navy.
Фрегаты типа Oliver Hazard Perry
Это единственный тип кораблей из Low Navy, который был полностью реализован - всего была построена 51 единица для ВМС США. Он разрабатывался как относительно дешевый эскортный корабль с минимально необходимыми для его класса возможностями. Изначально планировалось уложиться в водоизмещение 3400 т и стоимость 45 млн. долларов за единицу. Экономия выразилась в частности в одновальной двигательной установке, не самых мощных ГАС SQS-56 и РЛС AN/SPS-49, ослабленной до 76-мм калибра артиллерии, однобалочной ПУ ЗРК, являющейся к тому же одновременно и ПУ ПКР. Тем не менее было принято решение, что на фрегате будут базироваться два вертолета. Несмотря на все меры экономии водоизмещение достигло в итоге 4100 т, а стоимость одного корабля в составила по разным данным до 143, а то и до 195 млн. долларов. Тем не менее вся изначально задуманная серия кораблей была построена полностью. В конце 1980-х гг. фрегаты этого типа приняли участие в самых настоящих боевых действиях в Персидском заливе. В 1987 г. USS Stark был поврежден попаданием двух ПКР Exocet, однако продемонстрировал хорошую живучесть, удержался на плаву и был впоследствии отремонтирован. В 1988 г. USS Samuel B. Roberts подорвался на мине, но также был спасен в результате упорной борьбы за живучесть. Четыре дня спустя USS Simpson принял участие в операции Praying Mantis, в ходе которой поразил ракетами SM-1 иранский ракетный катер Joshan, а потом совместно с другими кораблями добил его артиллерией. Кроме того, USS Gary по некоторым данным был безрезультатно обстрелян с земли ПКР китайского производства C-401. Уже с середины 1990-х гг. корабли стали выводиться из эксплуатации, часть из них передавалась по линии FMS другим странам. В 2015 г. был выведен из эксплуатации последний фрегат этого типа.
Ракетные катера типа Pegasus
Изначально эта программа начиналась как совместная с Германией и Италией. Ракетные катера на подводных крыльях предполагалось использовать на закрытых морских театрах - таких как Средиземное море и Балтика. Проект продвигался адмиралом Зумвальтом, однако после его ухода на пенсию работы застопорились, а деньги были направлены на другие программы. Европейцы вышли из него, а ВМС США ограничились шестью единицами, которые были построены компанией Boeing. Катера вышли неплохо вооруженными для своего водоизмещения 240 т - они имели 76-мм орудие и 8 ракет Harpoon. Водометный движитель сообщал максимальную скорость до 48 уз. Некоторые из этих катеров использовались совместно с Береговой охраной в Карибском море для операций по пресечению контрабанды наркотиков. Все они были списаны в 1993 г., прослужив всего по 11-16 лет. По сути они просто не вписывались в концепцию ВМС США.
Катамаранный корабль на воздушной подушке
Зумвальт также продвигал разработку футуристичного катамарана, между двух корпусов которого должна была размещаться воздушная подушка (Surface Effect Ship, не знаю как по-русски - катамаран с аэростатической разгрузкой?). Идея была отработана на двух 100-тонных прототипах SES-100A и SES-100B. Первый достигал скорости 70 уз, а второй - 90 уз. Причем SES-100B осуществил успешный пуск противокорабельной ракеты на скорости 60 уз.
Прорабатывались варианты подобных кораблей различного водоизмещения, но приоритетным проектом был 2200-тонный корабль с 80-узловым ходом и дальностью плавания 4000 миль. Запрос предложений на разработку проекта был размещен в 1972 г., предложения поступили от четырех фирм, со всеми ними были заключены контракты. Флот хотел выбрать лучший проект и построить два прототипа. При успехе планировалось также разработать 10 000-тонный авианесущий катамаран на воздушной подушке. В 1974 г. были отобраны два проекта, а также изменено задание - теперь требовался 3000-тонный корабль, который планировалось построить к 1982 г. Не совсем ясно, на каком этапе проект заглох, по некоторым данным в 1979 г. его отменили, но в любом случае где-то в начале 1980-х гг. разговоры о нем затухли.
Корабль господства на море
Концепт Sea Control Ship (SCS) представлял собой легкий авианосец водоизмещением почти 14 000 т и длиной 190 м, главной задачей которого являлось сопровождение конвоев. Для этого он должен был нести авиагруппу из 14 вертолетов и 3 самолетов вертикального взлета и посадки AV-8 Harrier. Такой состав авиакрыла должен был обеспечить непрерывное патрулирование двух противолодочных вертолетов и 1 вертолета ДРЛО. Harrier при этом должны были отгонять советские самолеты-разведчики, например Ту-142. Вооружение самообороны минималистично ограничивалось двумя Vulcan Phalanx. Проработку концепции осуществили на десантном корабле Guam в 1972-1974 гг., на котором базировались противолодочные вертолеты и Harrier. Планировалось, что каждый такой корабль будет стоить не более 100 млн. долларов, что якобы составляло 1/8 от стоимости обычного авианосца. В 1974 г. был выдан контракт на проектирование, которое было только начато, когда Зумвальт ушел из флота и программа была прекращена. Пятнадцать уже готовых чертежей SCS были приобретены Испанией и послужили основой для проектирования испанского легкого авианосца Príncipe de Asturias.
|
</> |