"Письма о боге" Альберта Эйнштейна
humankind — 26.08.2021Вокруг эйнштейновских взглядов о боге по сей день не утихают ярые споры и созданы множество мифов о том, что якобы Эйнштейн верил в бога.
В частности, когда 22 марта 1954 Эйнштейн получил письмо от итальянского иммигранта Джозеф Диспентиере, который выражал свою разочарованность в связи с тем, что в каком-то репортаже Эйнштейна обозначили религиозным человеком. Эйнштейн пришел в ярость, узнав эту новость и не замедляясь 24 марта 1954 года ответил ему следующим образом:
«Это, конечно, ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его». (Dukas, Helen (1981). Albert Einstein the Human Side. Princeton: Princeton University Press, p. 43. Einstein Archives 59-454 and 59-495.)
Эйнштейн как здравомыслящий ученый опирался исключительно на законы материального мира и человеческий интеллектуальный потенциал. Полностью опровергал сущестования некого вымышленного еврейскими летописцами бога.
Эйнштейн был ярым последователем науки. Он призывал церковникам отказаться от концепции бога и прийти к всеобщему согласию с наукой:
«В своей борьбе за этическое добро учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. Это, конечно, более трудная, но и несравненно более достойная задача. После того как религиозные учителя осуществят этот процесс обновления, они, безусловно, признают с радостью, что научное знание возвеличивает истинную религию и делает ее более мудрой» (Эйнштейн, А. Эйнштейн о религии / А. Эйнштейн. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 127-178.).
В книге «Эйнштейн о религии» приведены три письма Эйнштейна, предназначенные некому лейтенанту Гаю Рейнеру.
Итак, читаем:
Летом 1945 г., незадолго до того, как были сброшены бомбы на
Хиросиму и Нагасаки, Эйнштейн написал небольшое письмо, в котором
сформулировал атеистические взгляды (письмо 1) ["С точки зрения
иезуитского священника, я, безусловно, всегда был и остаюсь
атеистом. Ваши контраргументы кажутся мне очень правильными и едва
ли можно сформулировать лучше. Антропоморфные концепции
применительно к тому, что не относится к человеку, — по-детски
наивны. Нам надлежит смиренно восхищаться гармонией устройства
этого мира — насколько мы способны постигнуть его. И не более
того".]
Это был ответ лейтенанту Гаю Рейнеру, обратившемуся к Эйнштейну с
берегов Тихого океана с просьбой прояснить, во что же верит ученый
с мировым именем (письмо 2). Спустя четыре года Рейнер обращается к
Эйнштейну за дальнейшими разъяснениями: "По Вашему письму
получается, что для иезуитского священника атеистом будет любой,
кто не принадлежит римско-католической церкви, а Вы на самом деле
еврей-ортодокс, или деист, или кто угодно еще. Вы намеренно
оставили пространство для такой интерпретации, или Вы все же атеист
в словарном значении этого слова, т. е. "тот, кто отрицает
существование бога или высшей силы"»? Ответ Эйнштейна приведен в
письме 3 ["Я неоднократно повторял, что, по моему мне нию, идея
бога-личности довольно наивна. Вы мо жете называть меня агностиком,
но я не разделяю воинственного духа настоящих атеистов, чей пыл
объясняется по большому счету болезненным из бавлением от оков
религиозного воспитания, по лученного в ранние годы. Я предпочитаю
смиренное отношение, соответствующее нашей недостаточ ной
способности рационально осмыслить природу и само наше
существование"].
Если соединить ключевые положения первого и второго ответов Эйнштейна, то его позиция не оставляет места для сомнений: "С точки зрения иезуитского священника, я, разумеется, атеист и всегда был им… Я неоднократно повторял, что, по моему мнению, идея бога-личности довольно наивна. Можете назвать меня агностиком, но я не разделяю воинственного духа настоящих атеистов, чей пыл объясняется по большому счету болезненностью избавления от оков религиозного воспитания, полученного в ранние годы. Я предпочитаю смиренное отношение, соответствующее нашей недостаточной способности рационально осмыслить природу и само наше существование".
Мне посчастливилось встретиться с Гаем Рейнером на собрании гуманистов в конце 1994 г. Тогда он и рассказал мне о письмах Эйнштейна. Рейнер проживает в калифорнийском городе Чатсуэрте, долгие годы работал преподавателем, теперь на пенсии. Письма Эйнштейна, которые он хранил как сокровище почти всю жизнь, в декабре 1994 г. были проданы компании, занимающейся историческими документами (Profiles in History, Беверли-Хиллз, Калифорния). Пять лет назад коротенькая заметка (Raner amp; Lerner, Einstein's Beliefs, 1992), описывающая эту переписку, появилась в журнале Nature. Но два письма Эйнштейна так и оставались неизвестными широкой публике.
Интересно, что в написанной Банешем Хоффманом великолепной биографической работе "Альберт Эйнштейн: творец и бунтарь" (Albert Einstein, Creator and Rebel, 1972) письмо Эйнштейна к Рейнеру (от 1945 г.) все же приводится. Но при этом, хотя у Хоффмана письмо цитируется почти целиком (pp. 194–195), в нем отсутствует следующая фраза: "С точки зрения иезуитского священника, я, разумеется, атеист и всегда был им". Хоффмановская биография написана при участии секретаря Эйнштейна Хелен Дьюкас. С ее ли подачи была пропущена эта важная фраза или это была инициатива самого Хоффмана, я не знаю. Однако Фримен Дайсон (вступление в книге Quotable Einstein, 1996) отмечает, что "Хелен хотела представить миру Эйнштейна-легенду, друга школьников и голодных студентов, мягкого ироничного философа; Эйнштейна, не способного на ярость и трагические ошибки". По словам Дайсона, Дьюкас "была в корне не права, пытаясь скрыть от мира подлинного Эйнштейна". Возможно, именно по этим протекционистским соображениям она и исключила Эйнштейна из атеистов.
Одно из лучших определений бога, в которого верил Эйнштейн, содержится в книге Рональда Кларка "Эйнштейн, жизнь и время" (Einstein, The Life and Times, 1971), написанной профессиональным биографом Рональдом Кларком (хотя физики эту книгу и не жалуют): "Однако бог Эйнштейна — не тот, в кого верит большинство. Когда он писал о религии — а в зрелые и пожилые годы он обращался к этой теме часто, — он под разными названиями выводил то, что для простых смертных — и для большей части иудеев — представлялось просто вариацией агностицизма… Это была самая настоящая вера. Она рано созрела и глубоко укоренилась. С годами ее облагородили, окрестив космической религией, — изобрели словосочетание, которое придавало надлежащую солидность взглядам человека, не верящего в жизнь после смерти и полагавшего, что если добродетель вознаграждается в земной жизни, то это результат причинно-следственных отношений, а не награда свыше. Так что бог для Эйнштейна обозначал стройную систему следования законам, которые мог обнаружить человек, обладающий смелостью, воображением и настойчивым стремлением эти законы обнаружить".
Эйнштейн продолжал этот поиск, продолжал до последних дней своей 76-летней жизни, но искал он не того бога, который являлся Аврааму или Моисею. Для него целью поисков были мировой порядок и гармония» .
Письмо 1
2 июля 1945 г.
Уважаемый м-р Рейнер,
я получил Ваше письмо от 10 июня. Никогда в жиз ни я не беседовал с иезуитским священником и по ражен дерзостью этой лжи обо мне.
С точки зрения иезуитского священника, я, безусловно, всегда был и остаюсь атеистом. Ваши контраргументы кажутся мне очень правиль ными и едва ли можно сформулировать лучше. Антропоморфные концепции применительно к тому, что не относится к человеку, — по-детски наивны. Нам надлежит смиренно восхищаться гармонией устройства этого мира — насколько мы способны постигнуть его. И не более того.
С наилучшими пожеланиями, искренне ваш, Альберт Эйнштейн
Копия лейтенанту Глиндену.
Письмо 2
10 июня 1945 г.
Уважаемый м-р Эйнштейн,
вчера вечером я беседовал с иезуитом, католиче ским священником, по разным вопросам, связанным
с религией, и в ходе разговора он сделал несколько заявлений относительно Вас, в которых я склонен сомневаться. Поскольку я хотел бы уяснить для себя эти вопросы, то буду признателен, если Вы прокомментируете следующие пункты.
Он сказал, что сначала вы были атеистом. По том, по его словам, вы поговорили с иезуитским священником, и тот привел силлогизмы, которые
Вы не смогли опровергнуть, после чего Вы стали верить в высший разум, управляющий вселенной. Один силлогизм был следующий: творение требует творца; вселенная—это творение, следовательно, должен быть и творец. Тут я поставил под вопрос то, что вселенная — это творение; я вижу объ яснение сложности растительного и животного мира в эволюции; движение планет можно объяс нять законами отталкивания и т. д., а понятие бесконечности вселенной объясняет то, чего не мо гут объяснить эволюция и законы вероятности. Но если бы даже творец и был, он мог бы лишь пе ределывать, а не создавать; к тому же, допуская наличие творца, мы снова возвращаемся к тому, с чего начали, — кто-то должен был создать и само го творца и т. д. Это точно так же, как считать, что мир покоится на спине слона, слон на черепахе, черепаха на другой черепахе и т. д.
Так или иначе, по его словам, этого оказалось до статочно для того, чтобыубедить Вас в существо вании высшего разума, который правит вселенной.
Второй силлогизм: «законы» природы (грави тация и т. д.) существуют, но если есть законы, то, значит, должен быть и законодатель; за конодателем был Бог. Для меня это звучит как словесная эквилибристика. Исходя из того, что вселенная существует, независимо от того, был «бог» или нет, что-то должно было произойти;
если бы вся материя сошлась в небесное тело, Вы имели бы закон притяжения или что-то в этом роде. Те законы, на которые он ссылается здесь, представляются мне просто констатацией фак тов, а не законами, которые предполагают разу много законодателя.
Третий силлогизм он не мог вспомнить. Но если эта история правдива, то, вероятно, это сможе те сделать Вы. Онутверждал также, что теория эволюции сегодня полностью опровергнута; у меня обратное впечатление. Несмотря на то, что те ория Дарвина о выживании «наиболее приспособ ленных» в общем опровергается (надо признать,
я не слишком много знаю о современных теориях в этой области), по моим представлениям, теория эволюции остается основной концепцией в биологии. Разве я не прав?
Моя личная философия в целом согласуется с по зицией гуманистов, выраженной Американской гу манистической ассоциацией. У меня было впечат ление, что Вы связаны с этим движением, поэтому яусомнился в том, что вышеприведенные аргумен ты привели Вас к вере в «высший разум, который правит вселенной». Буду чрезвычайно признателен Вам за коротенькое письмо, проливающее свет на эту ситуацию. Мой друг, с которым у нас был спор, сказал, что будет очень благодарен, если Вы при шлете ему копию по следующему адресу...
Письмо 3
28 сентября 1949 г.
Дорогой м-р Рейнер,
с удовольствием делаю вывод из Вашего письма от 25 сентября, что Ваши убеждения близки моим собственным. Доверяя Вашим здравым суждениям,
я уполномочиваю Вас использовать мое письмо от
3 июля 1945 года так, как вы сочтете нужным.
Я неоднократно повторял, что, по моему мне нию, идея бога-личности довольно наивна. Вы мо жете называть меня агностиком, но я не разделяю воинственного духа настоящих атеистов, чей пыл объясняется по большому счету болезненным из бавлением от оков религиозного воспитания, по лученного в ранние годы. Я предпочитаю смиренное отношение, соответствующее нашей недостаточ ной способности рационально осмыслить природу
и само наше существование.
Искренне Ваш,
Альберт Эйнштейн
Skeptic, vol. 5, no. 2,1997.
Перевод Марии Десятовой и Розы Пискотиной
(Эйнштейн, А. Эйнштейн о религии / А. Эйнштейн. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. С.131-143.)