несколько слов об усыновлении, мотивации и планках

топ 100 блогов ro_wan — 05.03.2010 Натолкнуло на мысли в связи с разговором с несколько слов об усыновлении, мотивации и планках [info]tatiana1840  , давнишнего опроса "взяли бы вы в семью ребенка-инвалида" и недавним топиком на Семье про "вытягивание ребенка до определенного уровня". Речь пойдет немного о мотивации и много
о детях с "особенностями развития". Главным образом об умственно отсталых с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Я довольно много много времени провожу на усыновительских форумах и примерно представляю список критиериев, которые
выдвигают потенциальные опекуны и усыновители к своим будущим детям: малый возраст, покладистый характер и здоровье.
Среди разговоров о здоровье красной ниткой проходит боязнь умственной отсталости. "очень боимся УО", "только не УО",
"Боже мой, вдруг УО" - пишут усыновители, оставляя в стороне то что умственная отсталость имеет множество форм, кроме того,
диагноз может быть намеренно "завышен", и на деле ребенок окажется совершенно нормальным и ничем не будет отличаться
от сверстников. Оставим в стороне последний случай, обратимся к случаю, когда у ребенка действительно умственная отатслость,
легкая, или же умеренная. Но для начала вспомним, какие причины выдвигались против принятия в семью ребенка-инвалида.

1) Огромные деньги уходят на реабилитацию.
2) Ребенок нуждается в постоянном присмотре и опеке.
3) Ребенка негде учить, нужно все время лечить.
4) Ребенок не способен к самостоятельной жизни.
5) Ребенок не сумеет сам себя прокормить и будет пожизненной обузой.
6) Эти дети не могут по-настоящему чувствовать, мыслить, они тупы, они не умеют соображать и ничем не интересуются.

У меня перед глазами несколько примеров опеки над детьми из интерната для умственно-отсталых детей. Татьяна может меня поправить, если я ошибусь, но все случаи начисто опровергают приведенные выше доводы.

1) Детям потребовалась минимальная реабилитация с точки зрения здоровья: массаж от сколиоза, консультации окулиста и зубного врача, Егору грели легкие от застарелых простуд, Игорю проверили сердце и нашли его абсолютно здоровым. Среди воспитанников нашего интерната для умственно-отсталых сирот в списке заболеваний лидируют: близорукость, гастрит, прыщи,
сколиоз, плоскостопие. Все это никак не вяжется с инвалидностью. Это обычные заболевания, которые встречаются сплошь и рядом, и не представляют угрозы для жизни.

2) Все три ребенка, взятые под опеку из нашего интерната полностью самостоятельны в быту, свободно передвигаются по городу,
делают покупки, ездят на общественном транспорте. Егор и Игорь умеют оплачивать счета, пополнять баланс мобильных телефонов, разбираться в расписании автобусов. Егор умеет планировать доходы и рассчитывать деньги. Все дети за короткий срок научились минимально готовить и поддерживать домашнее хозяйство.

3) Ребенка с легкой или умеренной УО обязаны принять в коррекционную школу 8-го типа. Если по каким-то причинам он не может обучаться в классе, для детей своего возраста, он может заниматься индивидуально. В Москве существует 2 образовательных центра, готовых заниматься такими детьми, и несколько училищ. Так же в Сергиевом Посаде училище готово принять, обучить и трудоустроить ребенка-инвалида даже без школьного аттестата. Про лечение я написала выше. Действительно, умственно-отсталые сироты тоже болеют, но не чаще чем обычные и не более тяжелыми заболеваниями.

4) Выше описан тот уровень самостоятельности, которого достигли дети-сироты, принятые в семью очень поздно, и за очень короткий срок, максимум - год, минимум - 6 месяцев. О том до какой степени могут быть развиты сироты, принятые в семью
раньше, судите сами. Они не просто способны к самостоятельной жизни, они искренне к ней стремятся.

5) Да, умственно-отсталый ребенок не сможет получить престижную профессию и едва ли сможет хорошо зарабатывать. Но прокормить себя сможет. Умственно-отсталый ребенок может получить специальность швеи, портного, мастера по ремонту обуви, повара, озеленителя-садовника и много других, может работать курьером, почтальоном, грузчиком, продавцом, уборщиком и т.д.
Да, трудоустройство и обучение вызовет больше трудностей, но оно более чем реально.

6) У всех знакомых мне детей с умственной отсталостью разные характеры. В моем ЖЖ можно прочитать заметки о наших разговорах, где, как мне кажется, отражены довольно глубокие переживания и мысли. То, насколько они беспокоятся о своих
друзьях, как долго помнят случайных попутчиков, соседей в больнице и товарищей на отдыхе доказывает что дети привязываются,
и очень крепко. Узость их интересов обычно обусловлена крайне стесненными и закрытыми условиями жизни, когда единственным окном в мир остается телевизор.

Все вышеизложенное - мои выводы из общения с сиротами яхромского дома-интерната для детей инвалидов. Однако,это вовсе не значит что там находятся какие-то уникальные дети. Я уверена что похожая ситуация имеет место быть и в других подобных учреждениях.

Ну и к делу. Почему тогда этих детей все же не стремятся принять в семью? причин несколько.

Самая первая - противоречивость и неточность сведений о состоянии таких детей. Волонтеры, приходившие в наш интернат были крайне удивлены адекватностью  воспитанников, их умением вести беседу, шутить, свободой передвижения и разнообразием(по сравнению с ожидаемым) интересов.

Вторая причина - закрытость учреждений для посторонних визитов. Потенциальный опекун зачастую не имеет возможности познакомиться с ребенком и вынужден опираться на мнение опеки или директора. К сожалению эти люди очень часто бывают
заинтересованны в том чтобы намеренно искажать факты и всячески препятствовать семейному устройству таких воспитанников.

И третья. Ее я даже выделю. Практически каждый приемный родитель находится в плену стереотипов. Первый  представляет ребенка из детского дома  как совсем обычного ( отсюда стремление любым способом дотянуть до "нормы"), то есть если
он и требует особого ухода, то в конечном итоге ничем не будет отличаться от  домашних детей, которых усыновитель привык видеть у родителей своего круга. Второй заставляет ассоциировать словосочетание  "ребенок-инвалид" с сиротой в крайне тяжелом состоянии. То есть говоря о детях с умственной отсталостью люди прежде всего представляют себе умственную отсталость тяжелую, действительно ребенка в крайне тяжелом состоянии, который требует постоянного ухода и внимания на протяжении всей жизни. Здесь употребляются определения: овощ, необучаемый, растение и так далее. То, что ребенок с умственной отсталостью может вести самостоятельную жизнь, сам себя обеспечивать и не зависеть от родителей не укладывается в сознании. Тем не менее это так.


Да,эта жизнь будет не такой , о которой обычно мечтают родители: аттестат, престижный ВУЗ, хорошая работа, обеспеченное будущее, семья. Возможно ребенок вырастет дворником, грузчиком, портным, обувщиком или почтальоном. Будет мало
зарабатывать и не сможет поддержать вас в старости. Может быть он не сумеет завести семью и едва ли сможет повидать мир,
и оставить след в истории науки. Но у него будет жизнь, биография, и шанс прожить эту жизнь счастливо и честно.

Если отставить в сторону родительские амбиции, желание дотянуть до нормы и "быть круче", получается что принять в семью умственно-отсталого ребенка не так уж и страшно, правда?


Друзья, я по статистике вижу что вы текст читаете, и была бы очень признательна, если бы высказались. Текст предложили переработать в статью, поэтому все ваши критические замечания и дополнительные примеры будут очень ценны.
UPD Комментарий от несколько слов об усыновлении, мотивации и планках [info]mama17 

В общем-то, я со всем согласна. Кроме одного- когда берешь в семью ребенка с умственной отсталостью, все-таки есть ряд специфических проблем. Первая- в восприятии. Иногда реально раздражает примитивность ребенка. К этому надо привыкнуть- и расстаться с надеждой на тонкость чувств и восприятия. Все получается как бы очень прямо, без полутонов.
Второе- это подростковый возраст, вернее половое созревание. У многих детей при УО сочетается проблема либо расторможенности( если проблема вообще есть с процессами торможения), либо, наоборот, заторможенности. Это- надо знать. Потому что часто такого ребенка труднее правильно сориентировать.
В-третьих, конечно, родительские амбиции. Принимать такого ребенка с надеждой, что любовью все вылечить можно- как это ни странно- часто приводит к разочарованию, прежде всего, в собственных силах "волшебника".
Но, в целом, все хорошо и правильно написано

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спасибо всем, кто меня вчера поздравил! Природа мне тоже подарок сделала, крокусы расцвели. Дарю всем их фото.:) ...
«Love looks not with the eyes, but with the mind, and therefore is winged Cupid painted blind» — цитата из пьесы «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Её можно буквально перевести как «Любовь смотрит не глазами, а умом, поэтому крылатого Купидона изображают слепым». В русском ...
По поводу санкций из, так сказать, первых уст, чтобы не было иллюзий. Э. Уейн Мерри, американский аналитик, бывший дипломат и советник министра обороны США У. Перри по вопросам ...
Здесь, то что она не поехала в Кабо - Верде вот что (это естественно версия). Во первых её безопасность. Стало очевидно, что на маленькие страны можно давить. Её просто могли элементарно выдать Украине. То есть её в Турцию или КСА послать безопаснее, чем в какую-то очень маленькую ...
Я, как страстный поклонник Золотого века Голливуда (особенно доцензурных звуковых фильмов), с интересом изучаю все связанные с этим материалы. И вот в совершенно неожиданном месте (архиве музея компании Истман-Кодак) мне попалось невероятное сокровище - коллекция рекламных открыток к ...