Несколько неизвестных фактов об Аэрофлоте
fritzmorgen — 23.01.2013Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил о скором сокращении государственного участия в Аэрофлоте и привлечении стратегического инвестора. Это необходимо для нового скачка в развитии компании и вывода ее в мировые лидеры авиаперевозок. Все остальные меры по обновлению авиапарка, улучшению сервиса и организации услуг национальный перевозчик уже предпринял. Теперь пришло время захватывать мировой рынок.
http://www.gazeta.ru/business/2013/01/21/4935601.shtml
Напомню коротко историю вопроса.
Аэрофлот после развала СССР какое-то время балансировал на краю пропасти, а к двухтысячному году скатился в неё окончательно. Достаточно вспомнить Бориса Березовского, который за три года — с 1996 по 1999 год — вывел из Аэрофлота четверть миллиарда долларов:
http://www.rbc.ru/companies/aeroflot.shtml
К закату ельцинской эпохи у Аэрофлота не осталось ни денег, ни хотя бы нормальных самолётов. Советские лайнеры, при всех их заслугах, к этому времени уже полностью устарели, как морально, так и физически:
http://www.forumavia.ru/forum/1/7/4441806187689820793341256457517_1.shtml
В 2000 году журнал Business Travel назвал Аэрофлот худшей компанией года — наряду с «Авиалиниями Нигерии» и «Вьетнамскими авиалиниями»:
http://www.aviaport.ru/digest/2004/07/30/82165.html
Плеснули скипидарчику и европейцы, которые в 2002 году запретили самолётам Ил-86 летать в Европу. Формально — из-за слишком шумных двигателей. Аэрофлоту пришлось переходить на машины западного производства:
http://lenta.ru/economy/2002/04/01/noise/
http://rusotechestvo.narod.ru/finansy/f50.html
В тот период у государства не хватало сил навести порядок в крупных компаниях, Ростех появился значительно позже. Поэтому государству приходилось вслепую закачивать в Аэрофлот деньги и надеяться на лучшее. В 2000 году, например, Кремль освободил Аэрофлот от налогов на 1 миллиард долларов:
http://rusotechestvo.narod.ru/finansy/f50.html
Надо отметить, что постепенно дела у Аэрофлота потихоньку начали налаживаться. Аэрофлот медленно обновлял парк, получал международные сертификаты безопасности и качества и спокойно рос вместе с оттаивающим от суровых девяностых рынком. Если в 2000 году Аэрофлот перевёз 6 миллионов пассажиров, то в 2008 — уже 12 миллионов:
http://www.aeroflot.ru/cms/about/history_2000_2009
Вперёд Аэрофлот рванул в 2009 году, когда директором компании стал Виталий Савельев, который окончательно заменил выработавшие свой ресурс самолёты на новые боинги:
http://www.aeroflot-don.ru/news.aspx?no=130&news=483
Сейчас средний возраст парка Аэрофлота - один из самых молодых в Европе (менее 5 лет). Для сравнения, у знаменитой немецкой Люфтганзы средний возраст самолётов — около 13 лет, в среднем по России — 16 лет:
http://www.rg.ru/2012/03/01/aeroflot.html
http://versia.ru/articles/2011/jul/18/zhertvy_katastrof
Кроме собственно самолётов изменилось и всё остальное, начиная от бортового меню. Бизнес-класс у Аэрофлота будет получше, чем у Delta, AirFrance и Alitalia.
http://myblaze.ru/aeroflot-zanyal-pervoe-mesto-sredi-avialiniy/
В рейтинге SkyTeam по качеству сервиса Аэрофлот неоднократно обгонял Lufthansa, British Airways, Iberia, Finnair
http://www.nr2.ru/moskow/405938.html
Специалисты признали Аэрофлот лучшей авиакомпанией Восточной Европы:
http://www.aeroflot.ru/cms/new/11240
Аэрофлот показывает хорошую выручку, контролирует 45% международных перевозок из России и постоянно открывает новые регулярные рейсы: как внутренние, так и в разные части мира.
Тем не менее, этого мало. Руководство Аэрофлота собирается увеличить пассажиропоток с нынешних 14 миллионов человек в год до 70 миллионов человек в год и войти в пятёрку крупнейших авиакомпаний Европы:
http://www.rbcdaily.ru/industry/562949981240729
Каким образом это получится сделать?
Пилоты у Аэрофлота есть. В 2011 году открылась авиационная школа Аэрофлота, которая уже сейчас выпускает по 160 пилотов в год:
http://www.aeroflot.ru/cms/new/10484
Самолёты тоже есть. При этом, что важно, кроме боингов и айрбасов Аэрофлот собирается в ближайшие семь лет купить ещё и 126 новых российских самолётов, большую часть из которых составят Sukhoi SuperJet-100.
Однако одних пилотов и самолётов недостаточно. Кто пустит Аэрофлот на маршруты, которые давно и плотно оккупированы монстрами типа Lufthansa или Air France?
Для сравнения, правительство Турции решило радикально заняться улучшением позиций Turkish Airlines еще в 1983 году, и итогов пришлось ждать порядка 25 лет.
http://www.fundinguniverse.com/company-histories/turkish-airlines-inc-t%C3%BCrk-hava-yollari-a-o-history/
http://delo.ua/business/nazvana-luchshaja-aviakompanija-evropy-181783/
Примерно столько же потребовалось арабским шейхам, которые с нуля запустили свою знаменитую на весь мир авиакомпанию Emirates Airline в 1985 году.
http://www.fundinguniverse.com/company-histories/turkish-airlines-inc-t%C3%BCrk-hava-yollari-a-o-history/
Первые рейсы выполнялись из Дубая всего на двух самолетах, но уже к началу 1990-х годов авиакомпания стала одной из самых быстрорастущих в мире, увеличивая выручку на 100 млн долларов в год, к 1993 году достигнув отметки в 500 млн долларов
http://www.planespotters.net/Airline/Emirates?show=all
http://www.aradtravel.com/english/Pages.aspx?CatId=46
Однако достичь лидирующих позиций Emirates Airline удалось лишь к концу 2000-х
http://delo.ua/business/nazvana-luchshaja-aviakompanija-evropy-181783/
У «Аэрофлота» такого времени, разумеется нет. Нам нужно выходить в лидеры уже сейчас. И сделать это сегодня в одиночку будет непросто. А если Аэрофлоту придётся отвоёвывать себе рынок в затяжных боях, то ожидать пятикратного увеличения роста пассажиропотока будет сложно.
Поэтому в планах у правительства привлечь стратегического инвестора, который поддержит Аэрофлот на внешнем рынке. Конечно, иллюзий никто не питает, и все прекрасно понимают, что борьба за лакомый кусок рынка может обернуться и предательством. Поэтому в выборе партнера власти торопиться не собираются. Цитирую из свежего интервью Игоря Шувалова:
В ходе приватизации «Аэрофлот» должен перейти под контроль стратега, который сможет развивать авиакомпанию. Главное, чтобы не пришел стратег, который их убьет как конкурента.
http://www.gazeta.ru/business/2013/01/21/4935601.shtml
Скорее всего, государство подстрахуется при помощи «золотой акции». Эта акция даёт решающий голос на собраниях акционеров. Таким образом, государство всегда сможет настоять на принятии решений, которые будут максимально отвечать интересам Аэрофлота и России.
Как видите, государство последние годы резко взялось за инфраструктурные проекты. «Йота» — которая выросла буквально с нуля — полностью перекроила рынок мобильного интернета и уже сделала его во многих городах даже дешевле стационарного. Если с Аэрофлотом всё сложится удачно, то мы снова начнём летать очень много: как в лучшие времена СССР.
И я ни разу не удивлюсь, если следующим пунктом в плане Кремля будут стоять дороги. Железные дороги, автомобильные дороги или даже все виды дорог одновременно.
|
</> |