«Нервы, мат, сутолока»: как автовладельцы чинили шины в СССР

топ 100 блогов 5koleso21.04.2024

Сразу скажем, что львиная доля шиномонтажной возни времен СССР приходилась на ремонт камер. Первые образцы бескамерных шин хоть и появились еще во времена «Победы», но массовый переход на них осуществился только в 80-е годы. Такие шины были безопаснее: если камерные при проколе теряли давление почти моментально, то бескамерные теряли воздух постепенно. При этом они более эластичные, да и балансируются лучше. Хотя слово «баланс» в былые времена особой популярностью не пользовалось.

Способ ремонта проколотого колеса был тогда очевиден: ставим запаску. Запасное колесо было непременным атрибутом любых автомобилей, а пользоваться домкратом, баллонным ключом и насосом умел любой водитель. Однако тут же вставал вопрос: что делать со снятым колесом? Самостоятельный ремонт даже в те времена был по силам не каждому, поэтому приходилось искать места, где обитают шиномонтажники. А их было, мягко говоря, очень мало. А информации о том, что где расположено – еще меньше. Особенно вдали от крупных населенных пунктов.

Гарантированным вариантом в той же Москве был визит на огромные вазовские СТО – на Варшавке или в Кунцево. Но, при ближайшем рассмотрении, все это выглядело до безобразия убого. К примеру, в техцентре на Варшавке шиномонтажный «сервис» проводился через вертикальный проем в стене, размером с колесо. Предварительно надо было, бросив где-то машину, пробраться внутрь, оплатить стоимость работ, а затем вклиниться в живую очередь из машин и людей. Счастливчик радостно пропихивал сквозь стену свое колесо, при этом обратно кому-то выдавалось какое-то другое. Нервы, мат, сутолока… Хитрецы пропихивались без очереди и без оплаченных квитанций. Новички, поддомкратившие свои машины где-то поблизости, вызывали всеобщую ярость, поскольку полностью блокировали движение. В общем, ни малейшего налета на сервисное обслуживание при этом не было.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

На этом фоне становится понятным, за счет чего выживали шиномонтажники в каких-то сараях, одинаковых как для Москвы, так и для далекой глубинки. Здесь не было никаких квитанций, зато вся работа проходила у вас на глазах. Ванна с водой, шиномонтажный

 станок, экспресс-вулканизация дырявой камеры, свалка бэушных шин и камер. Иногда клиента, предлагающего для установки новенькую ненашенскую камеру, с презрением отшивали: мол, слишком тонкая – такую ставить не буду! И тут же предлагали свою, «правильную».

В населенные пунктах аборигены, естественно, знали, куда надо обращаться по шиномонтажным делам. На трассах было сложнее: мобильную связь еще не придумали. Зато самопальные плакаты или щиты с надписями типа «Ремонт шин» кое-где высовывались из кустов: это давало шанс на успех.

Отдельная песня – так называемая наварка шин, которую правильнее называть восстановлением. Эту технологию в СССР поставили на промышленную основу в послевоенные годы. Поначалу качество сильно страдало, но в начале 60-х гг появились предприятия с современным оборудованием – Ярославский и Невинномысский шиноремонтные заводы. А в НИИШП (НИИ шинной промышленности) был создан отдел восстановления шин – эта продукция ценилась очень высоко. Но были и полулегальные кустарные мастерские, где резину наваривали, как умели. Если шина из НИИШП смотрелась как новая, то с кустарщиной все было ясно с первого взгляда: долго такая халтура не проходит.

Восстановительный ремонт для легковушек мог различаться по сложности. Первый вид заключался в восстановлении беговой дорожки шины, а потому применялся тогда, когда боковина и каркас не имели серьезных следов износа или повреждений. Второй вид подразумевал полное восстановление протектора, третий затрагивал боковины.

На практике восстановлению подлежали не все шины – тут сказывалось и реальное состояние, и качество сырья, и уровень производства. Вообще говоря, технология была рассчитана в основном на грузовые автомобили, у которых каркас покрепче, чем у легковушек. Да и финансовая составляющая была очевидна: одно дело, подлатать 4 колеса, и совсем другое – 22. Но владельцам личных автомобилей зачастую просто некуда было деваться: возможность приобрести новые шины была далеко не у всех.

В целом же, как ни странно, ни один автомобиль не вставал на прикол из-за того, что водитель проколол или загубил колесо. Решение всегда находилось.

Что еще почитать:

В магазин с открыткой и валидолом: как покупали машины в СССР

Мотоблоки в СССР: какие выпускались и почему их было сложно купить

Зачем «Жигули» переводили на 76-й бензин: поймут только те, кто жил в СССР

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кладовка Левконои - ...
Лето- оно такое: ...
Сегодня у президента Сирии Башара Асада 51-й  день рождения. Эту не круглую дату он встречает после 5 лет тяжелейшей войны, которая направлена на его свержение. Предпринимались и предпринимаются нешуточные усилия, чтобы его свергнуть или же попросту ликвидировать, но с этим у ...
1. Похоже, проект под названием «Грета Тунберг» близится к закрытию. Юная экоактивистка вернулась в школу и напрямую заявила, что голосовать на будущих выборах в США следует за демократов (то есть за спонсоров Греты, которые её и раскручивали): https://lenta.ru/news/2020/10/10/greta/ ...
Сегодня утром в сотый раз по радио я слышал слова: .моя колыбель - твоя обитель. Если учесть, что дальше там рассказывается о том, как он сделает всё наверняка, то вполне эротично получается, я считаю. Посмотрев на выходных пару фильмов о Мадонне и ...