Непостроенный храм
diak_kuraev — 16.12.2023Воззвание
12 марта 1911 г. в Киеве, на еврейском кирпичном заводе, совершилось ужаснейшее преступление: зверски замучен 13-ти летний мальчик Андрюша Ющинский. По свидетельству знавших этого несчастнаго отрока, он был вдумчивым, тихим, скромным и трудолюбивым. Уста немеют, сердце сжимается, кровь леденеет и слезы текут, когда представляются неимоверные страдания христианскаго мученика наших дней. Ему колющим орудием нанесено 47 ран в разные части тела: в левый висок, шею, легкие, печень, правую почку и сердце: из него заживо было выточено до 5-ти стаканов крови, и когда произошло почти полное обезкровление тела, последние удары в сердце прекратили жизнь!
Досточимые представители правосудия сделали все для них возможное, чтобы открыть зверских преступников и покарать их по всей строгости закона, но, к сожалению, преступники не понесли заслуженной кары. Весь мир знает об этом преступлении, но нигде так больно оно не отозвалось, как на православной Руси. Жалость к мальчику, христианскому мученику, проявилась у нас, главным образом, в молитве за него. В молитве сердобольная Русская душа нашла для себя некоторое облегчение. Оказались христолюбивцы-милостивцы, которые по собственному почину и по свойственному Русским людям благочестивому усердно стали не только говорить о необходимости увековечить память зверски замученнаго отрока Андрюши Ющинскаго устройством храма на могиле его, но и давать посильные пожертвования на храм. И этих пожертвований уже поступило в редакцию самой крупной газеты („Новое Время«) свыше десяти тысяч рублей. Настоятельно требуется исполнить то, что намечено благородною, отзывчивою и христ1ански настроенною русскою душою.
В Киеве под почетным председательством Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевскаго и Галицкаго, и Начальника Юго Западнаго края, Генерал-Адъютанта Ф.Ф. Трепова, под председательством Преосвященнаго Никодима, Епископа Чигиринскаго, при участии многих лиц, занимающих видное общественное положение и пользующихся довер1емъ общества, образовался Комитет по устройству храма на могиле замученнаго отрока Андрюши Ющинскаго для увековечения памяти его.
Да благословит Господь добрым успехом начинаемое святое дело!
Древний Киев украсится новым храмом, и в этом храме будет приноситься усердная молитва о несчастном мученике. И будет вечный укор злодеям, выточившим кровь невиннаго страдальца. И будет свидетельство, как русские люди облегчают свою боль и какой исход дают своему возмущенному чувству.
Верные христиане, добрые Pyccкиe люди! Приимите своими пожертвованиями участие в устройстве храма на могиле замученнаго Андрюши Ющинскаго и дайте всем понять, что Pyccкиe, когда требуют обстоятельства, проникаются единодушием и совершают добрые дела.
Пожертвования принимаются Преосвященным Никодимом, Епископом Чигиринским, товарищем председателя Георгием Гавриловичем Чаплинским и членами Комитета; иногородних просят направлять пожертвования в Невское Русское торгово-промышленное общество взаимного кредита (Киев, Крещатикъ 7) на текущий счет Комитета.
Литовские епархиальные ведомости. 1914. № 6 (март), с.67
(напоминаю, что это официальное издание епархии, возглавляемой будущим св. Тихоном Московским, а тогда — архиепископом Виленским).
Насколько я помню, суд признал, что убийство носило ритуальный характер, но оправдал конкретных обвиняемых.
***
А в майском номере этого журнала — призыв жертвовать на памятник тоже в Киеве — Искре и Кочубею:
В 1707 году генеральный судья Василий Кочубей и полтавский полковник Иван Искра написали и отправили императору Петру I письмо, которым предупреждали царя о тайных переговорах Ивана Мазепы со шведским и польским королями и о намерении Мазепы вступить с ними в союз. Но Пётр I считал Мазепу своим другом и не поверил этому сообщению. Царь выдал Мазепе Искру и Кочубея, и 15 июля 1708 года их жестоко казнили.
В следующем 1709 году, когда гетман Мазепа перешёл на сторону Карла XII, Пётр I в полной мере осознал свою ошибку. С того времени в России Искра и Кочубей стали национальными героями, мучениками. Их торжественно перезахоронили на территории Киево-Печерской лавры, а представители рода Кочубея и рода Искры были наделены значительными титулами и привилегиями.
Установка памятника
В 1909 году в Киеве, как и во всей Российской империи, широко отмечали 200-летие Полтавской битвы, а годом ранее (в 1908 году) исполнилось 200 лет со дня казни казацких старшин. Российская держава решила основательно почтить подвиг Искры и Кочубея: была приведена в порядок могила Искры и Кочубея в Киево-Печерской лавре, именем Кочубея в Киеве была названа улица и переулок. Властями была открыта подписка на сооружение в Киеве памятника «невинно убиенным жертвам клеветы» — генеральному судье Василю Кочубею и полковнику Ивану Искре.
Инициатором конкурса выступило Русское военно-историческое общество, а также русские патриотические организации Киева. Комиссию по строительству памятника возглавил архимандрит Адриан — монах Михайловского Златоверхого монастыря, автор нескольких брошюр о подвиге казацких старшин[1].
Непосредственное сооружение памятника доверили скульптору-любителю, отставному подполковнику П. А. Самонову. Фигуры отлили из стреляных снарядных гильз и установили возле Никольских ворот в 1914 году.
Демонтаж
Памятник рабочим завода «Арсенал» — героям Январского восстания 1918 года — установлен на постаменте, оставшемся от памятника Искре и Кочубею
Весной 1918 года, по указанию властей Украинской Народной Республики, памятник Искре и Кочубею был демонтирован. После этого на постаменте установили гипсовый памятник гетману Ивану Мазепе, который был демонтирован или белогвардейцами Деникина, или польскими войсками.
В 1923 году большевики использовали пустой постамент для сооружения на этом месте памятника рабочим завода «Арсенал». На пьедестал была установлена пушка, а доску, прикреплённую к постаменту, перевернули и сделали на ней новую надпись
|
</> |