Неполтав(ченков)ская битва?
ppetrovichh — 12.01.2017 Поскольку дискуссия по Исаакиевскому собору таки раздута (а в ней я по возможности "не манипулируюсь", хотя и есть что возразить), то вставлю хотя бы свои пять копеек. Это у меня не сезонное, в отличие от навязываемой "дискуссии", а как раз попытка противодействия оной.Из истории Исаакиевского собора неискушённому читателю становится ясно, что изначально на том самом месте всегда сооружался именно храм, а не какое-то иное, казённое здание. (И тут же возражение: первый храм на месте будущего собора был сделан из "...большого чертёжного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15—20 м от канала (проходящего вокруг Адмиралтейства) и в 40—50 м от берега Невы. - Отсюда)
Да, всегда эти большие храмовые сооружения строились за счёт казны. В синодальный период уж точно.
Но что это доказывает? что маммона угождала Богу? это нонсенс.
"Не можете служить Богу и маммоне" - говорит Христос Бог.
Или цари-самодержцы-императоры были сплошь антихристы, и искусно маскировались под православных, а храмы свои строили, чтобы они помогали содержать подневольный народ в строгости и повиновении?
Вот в одном этом предложении я исхитрился соединить позиции некоторых нынешних православных и позиции былых большевиков, а также нынешних продолжателей их свободолюбиваго дела. А как они в реальности объединиться могут? да хотя бы просто возражая против передачи Исаакиевского собора по его "функциональному назначению", т.е. именно Русской церкви. Соединяйтесь, борцы на народную правду, соединяйтесь!
А ведь такая передача лишь восстанавливает историческую справедливость, поскольку в течение двухсот пятнадцати лет (1707 - 1922 гг.) на этом самом месте всегда был именно храм, а не другое какое казённое учреждение. Музей и лавка при нём - это уже позже воцарилось, в конце 1920-х годов. И существовали они не столь уж долго, хотя несколько поколений выросло, помня такое именно положение дел: музей, и баста. Маятник Фуко в ём, а супротив науки не попрёшь.
Но ведь это место было уже намоленное, задолго до маятника! хотя это выражение - "намоленнное" - понятно лишь для верующих, и то "не только лишь для всех". Дескать, не влияет. Как же достучаться хотя бы до сердец верующих с этим разъяснением?
Да, разъяснения от епархии были, ещё в 2015 году. Но они не доходят, видимо, до сердец даже верующих. В причинах я не буду особо разбираться, потому что не по чину это мне, и не по разуму.
Я попытаюсь дойти своим разумением.
Итак, весь т.н. синодальный период Русская церковь находилась в подчинённом положении по отношению к государственной власти, т.е. зависела от государства. Это наносило Русской церкви определённый ущерб, и не только репутационный. Синодальный период был неполезен для развития именно Церкви, - в духовном плане. Это сказалось на дальнейших революционных событиях, в том числе. Всё это довольно признанные факты.
Но почти всё время синодального периода Исаакиевские соборы (а их было четыре!) - были храмами Русской церкви! это значит, что в них молились люди, они не простаивали просто так. И музея с экскурсиями в них не предусматривалось (видимо, мало времени проходило, чтобы для музейной науки возникла заинтересованность). И выгоды экономической государству и Русской церкви эти соборы не приносили никакой, - одни расходы на содержание зданий. Так было на протяжении двухсот пятнадцати лет.
Следует ли из этого, что Исаакиевский собор был совершенно пустой затеей, вводящей государство в изъян и разор?
Большевики, пришедшие к власти, так и решили. Им просто "положено" было так решать, иначе они не могли. Они же провозласили, ещё задолго до Октября, что любая религия есть "опиум для народа" и "безрассудок" (как выражался лесковский Левша, хотя и по другому поводу). Большой тайны в их воззрениях не было и до ВОкСР.
Поскольку после Октября декретически они передавали всю государственную собственность "во владение трудящимся", а здания многих церквей были именно государственными, то эти здания перешли в собственность государства рабочих и крестьян просто чисто автоматически!
Исаакиевский собор - грандиозное, совершенно уникальное и красивое творение зодчих. Его не так просто с ходу взять и приспособить под нужды материального свойства. Убранство "по мелочи" конфисковать - это можно, с дорогой душой. Что и было проделано: золото и серебро имело некоторую материальную ценность для новых владельцев гос.собственности, их можно было продать, и помочь голодающим Поволжья например. Причём без приписывания заслуг в этом деле какой-то ничего не значащей церкви. Сами справились, ваш бог тут ни при чём.
А приход Русской церкви в соборе временно был оставлен в покое: не до него, гражданская война всё-таки.
Но таки есть, есть и другое у большевиков! Это именно они освободили Русскую церковь от синодального периода, отделив Русскую церковь от государства!
С 21 ноября (4 декабря) 1917 года в Русской церкви, отделённой от государства, был восстановлен Патриарший престол. И слава Богу, существует до сих пор. И Русская церковь пока никуда не исчезла, тут она, в России.
Исаакиевский собор как здание стал служить трудящемуся народу в качестве крупного культурного объекта только с конца 1920-х годов. Про храм в нём приказано было забыть, поскольку формально Русской церкви он никогда не принадлежал. Юридически грамотное решение.
А по совести? ну хотя бы по совести верующего, крещённого в Православии? двести лет молитв на этом месте - они куда ушли? или они были "зазря"? храм ни в каком виде не должен возрождаться на этом месте, поскольку оно уже превратилось в лавочку по оказанию различных услуг населению? (это я уже про современное, либеральное состояние общества).
Т.е. современные либералы разсуждают так же "юридически грамотно", как в своё время большевики?
Русская церковь, отделённая от государства, поставлена в один ряд со всеми прочими "юридическими лицами", и ей предписывается вести себя так же юридически грамотно, как и прочим юрлицам, и говорить на таком же либерально-казённом волапюке-канцелярите, какой нынче принят среди всех современных просвещённых людей. ("Шаг вправо, шаг влево - приравниваются к побегу!" - это же в крови!)
И вот русские православные люди говорят: Русская церковь имеет право приобрести в этой лавочке по оказанию услуг населению ( "ну конечно мы помним, что там был храм в честь святого Исаакия, но ведь не нами же так заведено, что стало музейное!"), - приобрести некоторое "эфирное время", это отнюдь не возбраняется, потому что либерально, грамотно и даже где-то кошерно. Зачем же Русской церкви это громоздкое здание целиком?! обходитесь, батюшки, тем, что дают попользоваться, и ещё спасибо не забудьте сказать. А у нас и так Бог в душе всегда, мы и подавно обойдёмся без этого громоздкого храма. Да Бог с ним совсем! мы же не такие жадные, как некоторые.
А чего же ожидать от прочего, ныне неверующего народа, предки которого были всё же иногда верующими?
Да пожалуй что не нужно ожидать больших неожиданностей: сколько помним, там был музей! И всё. Однова же живём.
Когда же совестливый человек среди "власть предержащих" вспоминает, что неплохо бы восстановить историческую хотя бы справедливость, да не по букве, а по духу, и вернуть Русской церкви то, что ей положено по её духовному статусу, т.е. именно храмы и вернуть, - тогда все настоящие совестливые силы России призываются на битву с этим просто совестливым человеком, и ему припоминаются все его грехи. Надо полагать, что все настоящие, кошерные совестливые светятся от святости, потому что они безгрешны, - хоть сразу в рай.
Нет, господа и граждане верующие, это не на битву с Полтавченко вас призывают совестливые, юридически подкованные либерально мыслящие, а по сути - продвинутые большевики.
Это, как почти всегда, битва маммоны с Богом.
"Не можете служить Богу и маммоне" - говорит Христос.
Почему же и слова Спасителя забыты? ведь у вас же постоянно "Бог в душе"... Где сердце ваше?
Глаза-то ваши - на "попах на мерседесах" и на "часах Патриарха", это понятно. А сердце - оно чем занимается?
Но это ещё не вся наша борьба, и не вся какая-то совсем не-полтавская битва.
Создаётся впечатление, что маммона отвлекает - или пытается отвлечь - наше внимание от чего-то более существенного, чем разборки по такому пустяшному поводу, как "суть" и "буква" принадлежности объектов культуры.
И прискорбно, что зачастую мы идём на поводу у этой хитрой маммоны. Не видим за деревьями самого леса. Пока не набьём шишек об эти деревья, причём непременно самолично, потому что чужие грабли нам ни к чему.