Неожиданный таран
vikond65 — 11.02.2020Ровно 25 лет назад, 10 февраля 1995 года, потерпел катастрофу первый прототип украинского тяжелого транспортного самолета Ан-70. Из-за ошибки экипажа или из-за отказа системы управления самолет в очередном испытательном полете столкнулся с машиной сопровождения Ан-72, с которой велась видеосъемка. Ан-70 нагнал летевшего впереди "напарника" и ударил сзади килем в стык крыла и фюзеляжа, а консолью стабилизатора - по обтекателю шасси.
После "тарана" Ан-70, лишившийся вертикального оперения и половины горизонтального, окончательно потерял управление, сорвался в пике и отвесно врезался в землю. Весь экипаж в составе семи человек погиб. А пилотам Ан-72, несмотря на сильные повреждения, удалось посадить машину. Этот относительно небольшой двухдвигательный самолет, прозванный "чебурашкой", оказался прочнее и выносливее новейшего четырехмоторного гиганта.
Катастрофа Ан-70 стала своеобразной "черной меткой" украинского авиапрома и предвестником его грядущей кончины, хотя, агония отрасли продолжалась еще два десятилетия, а окончательно добила ее только "перемога евромайдана". К 1998 году с помощью России удалось построить второй прототип, но в начале 2001-го он тоже попал в серьезную аварию и фактически раскололся пополам при аварийной посадке из-за отказа двигателей.
Его кое-как восстановили и продолжили испытания, однако в 2005 году правительство Украины объявило о прекращении финансирования работ из-за дефицита бюджета. А в следующем году от Ан-70 отказалась и Россия, предпочтя ему отечественный Ил-76МФ. Потом разговоры о возобновлении программы Ан-70 неоднократно звучали вновь и снова затихали.
Финальную точку в когда-то перспективном проекте поставило прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией в 2014 году. Дело в том, что Ан-70 оснащен уникальными винтовентиляторами, которые выпускает завод в подмосковном городе Ступино, а на Украине отсутствуют технологии для производства подобных изделий. И целый ряд других компонентов, без которых постройка данного самолета нереальна, тоже поступал из России. В общем, на сегодняшний день второй (и последний) экземпляр Ан-70 можно назвать летающим памятником украинской авиационной индустрии.
На заставке - первый прототип Ан-70 незадолго до катастрофы.
Погибший экипаж.
Повреждение крыла Ан-72 при столкновении с Ан-70.
|
</> |