Неогранённые «Агаты»


В прошлом году я рассказывал, как мы открыли в фондохранилище Политехнического музея новую выставку. Выставка получилась удачной, её трижды продляли и окончательно демонтировали только в июне этого года, хотя изначально она планировалась на четыре месяца. До этого я выкладывал скорее анонс-приглашение, куда попало очень немногое из огромного объёма материала. Теперь же можно спокойно провести ретроспективу и более системно рассказать о том, что удалось найти и узнать за время подготовки выставки. В чём-то этот пост неизбежно будет пересекаться со старым, но не думаю, что слишком.
У выставки было два основных героя — Михаил Карцев, конструктор советских ЭВМ серии «М» и директор НИИВК, и персональный компьютер «Агат». История «Агата» довольно хорошо изучена, поскольку у него есть множество преданных фанатов, и всё же в ней немало белых пятен. Часть из них удалось закрыть благодаря нашей выставке — и, разумеется, содействию самого НИИВК.

Они сразу поддержали идею проведения выставки и пригласили нас к себе в гости.

Делегацию музея встретил директор, и по итогам беседы в наше распоряжение предоставили практически все предметы и документы, имеющие отношение к разработкам Карцева, — за исключением тех, с которых до сих пор не снят гриф секретности.
Вообще у НИИВК есть (или, во всяком случае, был) свой музей. Но организация это закрытая, просто так с улицы туда не попасть, и не похоже, чтобы за последние лет десять там побывало много посетителей.

А посмотреть там есть на что: мемориальные вещи, винтажные стенды с выполненными от руки подписями, и буквально горы фотографий и документов вперемешку с деталями от компьютеров.


Чтобы выбрать, какие предметы мы возьмём себе на выставку, нужно было всё сфотографировать и составить хотя бы черновую опись. Вообще к этой работе научные сотрудники нашего музея уже подступались десятью годами ранее, к 90-летнему юбилею Карцева. Но и тогда, если судить по её фотографиям, музей был в довольно запущенном состоянии.
Возможно, именно поэтому не привлекла особого внимания оранжево-вишнёвая клавиатура (а на самом деле совсем не клавиатура), выглядывающая из-под большого матричного принтера.

Но в этот раз принтер был отставлен в сторону, а под ним обнаружилось непонятное устройство с вроде бы «агатовской» клавиатурой, но совсем непривычной формой корпуса.

Молодые сотрудники НИИВК не могли ничего сказать об этой вещи, поэтому мы стали активно копаться в коробке с документацией. Результат не заставил себя ждать: довольно скоро нам в руки попала брошюра с контурами очень похожего устройства и неожиданной подписью «Агат-3».

Поясню для тех, кто никогда особо не интересовался историей этого отечественного ПК. Серийно производились модели «Агат-7» и «Агат-9». Опытная партия примерно из 100 машин была выпущена под названием «Агат-4» — до наших дней дошло два экземпляра, один хранится в нашем музее:

А вот про «Агат-3» не было известно ничего, кроме того, что вроде бы на самых ранних этапах разработки такая модификация планировалась к выпуску.
Следующая находка не заставила себя ждать — это был рекламный буклет, датированный маем 1982 года. Он не помог установить истину о происхождении найденного корпуса, но пролил свет на то, как в НИИВК представляли себе линейку «Агатов» в самом начале разработки этого проекта.


Предполагалось, что самая простая модель, больше похожая на программируемый калькулятор, на второй год серийного производства будет стоить 450 рублей, средняя — 800, а старшая — 1100 рублей.
Наивная компьютерная графика из буклета должна была наглядно проиллюстрировать сферы применения будущих «Агатов».

Этим человечкам не хватает четвёртого — в военной форме. Есть информация, что «Агаты» поначалу предлагались и в качестве терминалов для специализированной ЭВМ М-13 (разработки всё того же НИИВК), однако не пошли в серию из-за импортного процессора. Но в целом позиционирование понятно: образование, медицина, народное хозяйство. В полной мере удалось реализовать только первую часть задумки, хотя отдельные шаги по внедрению «Агатов» в двух других сферах тоже имели место. Правда, с поправкой на то, что это были уже «Агаты-4» и более поздние.
А вот «Агата-1» и «Агата-2» никто никогда в глаза не видел, да и найденный «Агат-3» имеет иные габариты и форму, нежели описано в буклете. Видимо, внешний облик компьютера, как и его планируемое предназначение, быстро менялись по мере разработки и подготовки к серийному выпуску. Так или иначе, на данный момент мы с большой долей уверенности можем утверждать, что найденный корпус условного «Агата-3» — это самый ранний материальный предмет, относящийся к этой знаменитой серии советских ПК.
К сожалению, это именно корпус: платы внутри не оказалось, хотя крепления под неё были сделаны.

Рядом в музее стоял чёрно-белый телевизор Standard WT431. То, насколько хорошо плавные обводы его корпуса совпадают с контурами углубления на «Агате-3», практически не оставляет сомнений, что именно этот телевизор должен был выступать в качестве монитора.

Но любопытные находки на этом не закончились. Помимо «Агата», который был, обнаружился ещё «Агат», который мог быть.
Ранее мне доводилось видеть только изображение дизайн-проекта ПК, выполненного в Московском художественно-промышленном училище:

С поправками на некоторое упрощение и удешевление, примерно таким реальный «Агат» (во всяком случае, «Агат-4») и получился. Но в запасниках НИИВК нашёлся и совсем уж фантастический проект!

Не знаю, как вам, а мне кажется, что именно такими должны быть компьютеры в мире «Сто лет тому вперёд». Шарообразные устройства на переднем плане — видимо, то, что потом превратилось в агатовские пульты-манипуляторы:

И тем контрастнее на фоне этой невероятной «летающей тарелки» выглядит следующая находка — фото, судя по всему, одного из самых ранних прототипов реального «Агата»:

Увы, снимок не датирован, так что нельзя точно сказать, как он соотносится с буклетом, где описаны три модели. Основатель сайта agatcomp.ru Игорь Филатов предполагает, что это должен был быть «Агат-2». В общем, эта тема ещё ждёт своего исследователя.
Конечно же, мы запросили все найденные предметы и материалы на выставку. Посетители Открытой коллекции Политехнического музея получили возможность своими глазами рассмотреть наши находки и наглядно сравнить опытную модель «Агата» с серийной.

Совместно с дизайнерами музея были разработаны информационные стенды, помогающие понять место «Агатов» в отечественной и мировой истории вычислительной техники. А на вопросы, которые всё-таки оставались, отвечали наши экскурсоводы.

«Агат-3» стал героем телепередач и газетных публикаций.


Сообщество энтузиастов, которые собирают всё, что связано с историей «Агатов», тоже не осталось внакладе: мы передали им фотографии найденной техники и сканы оригинальных фотошаблонов печатных плат, также хранившихся в музее НИИВК. Теперь их можно использовать для исследований и создания реплик.

Я же за время работы над выставкой узнал об одном из первых в стране ПК больше, чем за всю предыдущую жизнь. Теперь, даже если меня разбудить ночью, я скажу, сколько контактов в разъёме для агатовских плат расширения — потому что ловил на себе тяжкие взоры дизайнеров, когда просил их воспроизвести это в оформлении стендов)

Ранняя версия. На самом деле контактов должно быть 30
Мне хотелось, чтобы на выставке было уделено внимание не только главному, но и мелочам. И даже если это заметил лишь один посетитель, я считаю, что всё было сделано не зря.
В следующем посте я расскажу о том, как шла работа над второй половиной выставки, посвящённой большим ЭВМ Михаила Карцева. Там тоже не обошлось без интересных открытий, курьёзов и неожиданных сложностей.
|
</> |