Необитаемый остров

Не буду говорить, что в телевизор не гляжу из принципа. Просто у меня на него нет ни времен, ни интереса. Иногда включаю новости. Если изредка поздно вечером идти спать ещё рано, то смотрю мультфильмы на канале «2х2». Классику: «Южный парк», «Футураму», «Симпсонов». Ну и ещё чего-нибудь умственно пристойного и забавного, что попадётся.
А тут под Новый год включил российский телевизор и прямо обомлел. Показывают толпу разряженных под гей-прад чудаков, называют их российскими телезвёздами немыслимой величины. И ладно бы привычные евреи, а то масса каких-то незнакомых тупорылых грузин, армян и прочих приёмных и родных детей кавказского ЧК. Кто все эти люди?!
В итоге от российского телевидения у меня осталось яркое ощущение как от иностранного. В телевизорах РФ на русском языке вещают грузины, армяне и украинцы. Бесконечная орда телевизионных церетелей и сердючек. Видимо, не у меня одного впечатление от российского ТВ как от иновещания. Поэтому в этом году к логотипам российских каналов, в правом верхнем углу экрана, для однозначной идентификации стали приписывать слово «Россия».
Так вот, в рамках новогодней культурной программы случаем посмотрел ранее сильно разрекламированный «Обитаемый остров». Вникал недолго и отрывочно, поскольку смотреть там не на что. И по десяти минутам всё ясно. Вещица беспомощная, ни смысла, ни фантазии.
Фильма эта меня неприятно шокировала бездарностью и непрофессионализмом. Расхваленные спецэффекты оказались голимым отстоем посредственного технологического уровня 15-летней давности. Но это-то ещё ерунда, хотя и довольно стыдно похваляться местечковыми потугами на голливудский на блокбастер. Авторы художества элементарно не справились внятно рассказать историю. Зритель, не читавший книгу Стругацких, едва ли прочухает, о чем это всё. А ведь сюжет «Обитаемого острова» в высшей степени кинематографичен. Нужно быть безнадежно криворукой бездарностью, чтобы провалить это дело. Провалили, уроды, прежде всего не справились интересно и динамично закрутить сюжет, создать атмосферу и характеры. Федя Бондарчук явно не понимал, что и зачем он снимает. Несмываемый позор.
«Декорации на скорую руку, ради реализации собственных "творческих амбиций", но они ни чего не привносят в историю. Своего мира нет, да это никого, похоже не интересовало. Отрадно, что художник посмотрел "Блейдраннера" и "Пятый элемент", грустно, что он так ничего и не понял. Получился веселый винегрет».
«Всё рассыпается, концепции нет, визуального решения нет, оператор не может отделаться от своего музыкального прошлого, художница по костюмам нарисовала, что в голову пришло, художник разрывался между тем, что он увидел у Бессона, и тем, что подсмотрел у Скотта, монтажер остервенело кромсал пленку, а Феде Бондарчуку всё нравилось, потому что сам он находился в явной растерянности, что делать-то».
По уровню режиссуры, актерской игры и прочего фильм соответствует унылому капустнику. Даже агитки толком не получилось. Имели идеологическую задачу изобличить «фашизм», аллегорически воспеть исторические страдания революционной интеллигенции (равно евреев, геев и тому подобных чудесных граждан) и в лице посланцев прогрессивной Земли восславить



Рассматривая изображающего главного героя мальчика мажора из модельного бизнеса, припомнил, что в своё время публику сильно раздосадовала хроническая гламурная улыбка Максима Каммерера. Однако я подумал, что это единственно удачная, осмысленная деталь во всём фильме. Наверняка получилось случайно, и тем не менее.

Свалившийся на планету Саракш, главный герой ведёт принципиальную борьбу против некого тоталитарного режима, поработившего туземцев при помощи башен гипнотического излучения. Почему дурно это гипноизлучение, и чем так уж плох туземцам режим, это и самим Стругацким не было вполне ясно, чего уж с Феди Бондарчука спрашивать. Однако глядя на перманентно радостно улыбающегося главного героя – вдумчивое, печальное выражение лица даётся ему с натугой, – мне стало понятно, чем коммунистические земляне будущего далеко превзошли первобытно тоталитарную планету Саракш. Гипноизлучатель у нашего Максика внутри, встроен в спинной мозг. Вот он и улыбается. А куда денешься.
Любопытно, что извлечь из Максима Каммерера земной (коммунистический, масонский etc) гипноизлучатель и посмотреть, что получится, эта кощунственная идея принципиально не приходила в голову Стругацким. Подобная неприличная рефлексия вообще чужда прогрессивной интеллигенции.