Необычное в обычном. Иней на картинах Юрия Эммануиловича Грабаря

топ 100 блогов ida_mikhaylova15.01.2024

Хочу начать с цитаты :

Современники не зря называли его «человеком-оркестром» - он умел делать практически все. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался. Прожив 89 лет, Игорь Эммануилович был свидетелем поистине эпохальных и драматических событий, произошедших в нашей стране, и активным участником ее художественной жизни, прилагал все свои силы, знания, энергию, разносторонний талант для развития и расцвета культуры России.
И.Э. Грабарь. Победная фотография, май 1945 г.
И.Э. Грабарь. Победная фотография, май 1945 г.

В 1936 году в Музее новой западной живописи в Москве был устроен вечер, посвященный Эдуарду Мане(Амшей Нюренберг «Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника. Грабарь») :

Все то, что мы знаем о современной живописи принадлежит этой великой, интернациональной и демократической школе. Импрессионизм освежил и обогатил современную живопись! Теперь каждый студент академии пишет а ля Мане, Сислей и Писсарро. Многие из молодых художников не знают, кому они обязаны своими знаниями. Я рад, что живу в эпоху расцвета импрессионизма.

В названии поста есть слово «Иней». Оно красивое, кружевное, и, несмотря на зиму, тёплое: столько света и цвета в нём, а сколько оттенков — не сосчитать!

 Так тепло писать зиму мог, пожалуй, только Игорь Эммануилович. Возможно, Крёстный был прав:«Энергетика переходит от человека к человеку, в наши дела и наши работы». Поэтому расскажу о самой первой зимней картине и знакомстве с творчеством  живописца, тогда в начале 1972 или 1973 года  меня, дошкольницу повели на выставку в Воронежский областной художественный  музей имени Ивана Николаевича Крамского:

Угасающий зимний день, 1939 год
Угасающий зимний день, 1939 год

Передо мной раскинулась знакомая природа...  Я не хотела уходить от этой картины. В те новогодние дни я почувствовала весну среди стужи, тепло печи и деревянного сельского дома. Очень захотелось к  молодой, весёлой, кудряво-рыжей и зеленоглазой бабушке Марфе, захотелось прямо из печи обжигающих губы румяных блинцов, захотелось по утрам расчищать дорожки от снега своей лопаточкой, сделанной дедом Лёней, и попросила взрослых поехать в гости к ним с гостинцами.

А теперь к  знаменитой серии«Иней», начну со «сказки иркутской» — увидела её уже совсем взрослой, ставшей много раз мамой... 

Малиновая гамма, 1941 год, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Малиновая гамма, 1941 год, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.

Классика русского зимнего пейзажа начала двадцатого века:

Иней, 1905 год ( Ярославский художественный музей)
Иней, 1905 год ( Ярославский художественный музей)
 Иней. 1919 год, Государственная Третьяковская галерея
Иней. 1919 год, Государственная Третьяковская галерея

Бриллиантовое кружево, которое тает на глазах...

Вторую серию-сюиту «День инея» Грабарь писал на даче покойного уже Е.М. Ярославского, у которого раньше гостил. Эти живописные места в окрестностях Химок, на высоком берегу реки Сходни, вдоль Куркинского шоссе, недаром получили название Русская Швейцария. Художника привлекли ажурные берёзовые перелески.

…здесь написал до 15 этюдов инея в самые различные погоды и часы дня. Зная, до чего иней капризен и как неожиданно он исчезает, я выработал особую систему писания, давшую утешительные результаты. Заготовив различное количество холстов разных размеров и разной фактуры, я брал с собой на этюды сразу по 4–5 холстов, чтобы успевать переключаться с одного мотива на другой, если при солнце перемещались тени или менялись состояние и цвет неба, а с ним и весь идейный образ. Иногда приходилось писать всего лишь по 10–15 минут, так как изменившийся мотив позволяет браться за новый холст.

Художник сравнивал меняющуюся цветовую гамму инея с полифонической музыкой. Для этой музыки у автора, по его мнению, не хватало красок...

Ветви берёз перезваниваются на морозе и солнце, как колокольчики, пропуская зимнюю радугу...  

Заснеженные ветви художник называл бриллиантовым кружевом, а свою манеру письма  махровым дивизионизмом.

Живая зимняя природа: дерева, сосенки, ели, снег и воздух со светом,  — всё настоящее, дышащее, зовущее...

И.Э. Грабарь пишет автопортрет. Фотография, март 1947 год
И.Э. Грабарь пишет автопортрет. Фотография, март 1947 год
В 1940 году в статье «Репин и импрессионизм», помещенной в газете «Советское искусство», Грабарь защищал импрессионизм: «В наши дни отдельные советские художники и изокритики не останавливались перед утверждением, что импрессионизм - течение идеалистическое, едва ли не враждебное. Мне всегда было непонятно, как могли не заметить в живописи Репина столь очевидных элементов, органически связанных с течением импрессионизма. Без живописи импрессионистов не могли появиться ни “Крестный ход в Курской губернии”, ни “Явленная икона”, ни особенно этюды к этим картинам или этюды к картине “Речь Александра III к волостным старшинам”».

 

Иней. Восход солнца. 1941 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иней. Восход солнца. 1941 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь (1871-1960). Роскошный иней. Из сюиты «День инея». 1941 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
И.Э. Грабарь (1871-1960). Роскошный иней. Из сюиты «День инея». 1941 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 Иней. Палевое небо. 1941 год, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Иней. Палевое небо. 1941 год, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мороз крепчает. К ночи заиндевеет. 1941 год. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мороз крепчает. К ночи заиндевеет. 1941 год. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Спускается иней. 1944 год, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Спускается иней. 1944 год, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Иней. Палевые лучи. 1945 год, Нижегородский государственный художественный музей
Иней. Палевые лучи. 1945 год, Нижегородский государственный художественный музей
Иней. Последние лучи. 1945 год
Иней. Последние лучи. 1945 год
Иней. Узкое. Январь 1945 год
Иней. Узкое. Январь 1945 год
 Большой иней. 1946 год
Большой иней. 1946 год

Любимую  зимнюю серию Игоря Эммануиловича Грабаря «День инея» считаю можно на сегодня завершить, но будет ещё одна — предположительно выход нового поста, посвящённого цветочной серии «Дельфиниум»через неделю, в цветочный понедельник.

Благодарю всех за внимание! Всем доброго дня!

#такаязима #10картин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Гарначук нас называет жуликами уже давно, мы привыкли, и не обращаем внимания" Куликов С.П. © Мне часто   с укором говорят  префектурские бонзы и   коллеги депутаты- вот ты  политикой занимаешься. Какая там политика,  если  вместо ...
Не исключаю, что сто тысяч подписей для Обамы будут собраны быстрее, чем для Путина. Кстати, после сбора необходимого числа подписей петиция будет рассмотрена администрацией и о результатах рассмотрения по электронной почте будет уведомлен ...
Тут у меня, после трёх постов на тему атомной Японии , просят ещё "ужасов". Однако я у себя в журнале дозирую негативную информацию, хотя мог бы, к примеру, не пропускать и постить про такое и вот такое (оба события датированы вчерашним числом). ...
Сбор всякого рода виньеток (за определенные товары и/или по сумме чека) , наклейка их в специальную книжечку, чтобы потом приобрести "продукт" за условный рубль/евро - этим уже никого не удивишь. Мы собираем такое примерно раз в год, из обычно 3 акций внутри года. Если нам такое нужно ...
Мой блог обязывает меня писать о сексе и отношениях, а иногда я чертовски хочу быть девочкой и даже подумываю, может быть, мне стоит завести другой-второй? О девочковом. Об интересном. А потом я думаю - какого чёрта! Мужики, расходитесь! Сегодня это абсолютно женское пространство! Итак, ...