Немножко хтони

Приведу лишь одни пример, который в силу его неочевидности не включается в обычные подборки библейских текстов про «войны Яхве».
2 Цар 5,6-8: «И пошел царь (Давид) и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: "ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые", - это значило: "не войдет сюда Давид". Но Давид взял крепость Сион: это - город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень».
Залоги тут могут быть расставлены иначе:
«ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых»
«всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых»
«..до хромых и слепых, ненавистных душе Давида» .
(Первые и последние пророки. Йерушалим, 1978, с. 122)
Почему, уже завоевав Иерусалим, Давид приказал уничтожить не только воинов, но и "слепых и хромых" жителей города? Почему эти калеки "ненавидимы Давидом". Как эти калеки связаны с трубопроводом?
Русский синодальный переводчик еще не знал про Силоамский тоннель, включающий Шахту Уоррена (Warren's Shaft). Она была названа так в честь Чарльза Уоррена, открывшего ее в 1867 году. Шахта была частью подземной водной системы, питавшей Иерусалим из-за пределов его стен из источника Тихон. Первоначально это был водный источник, появившийся в разломах скал; к 1 000 г. до Р. X., возможно, иевуссеи расширили шахту, чтобы использовать источник .
(См. https://ja-tora.com/podzemelia-goroda-davida-nina-kheimets/ и Силоамский тоннель https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
У историков есть версия, что по этому тоннелю воины Давида проникли внутрь города.
А если забрать этот сюжет из рук историков и моралистов и передать культурологам, специалистам по древним мифам и хтоническим глубинам?
Калеки это традиционные посредники с «миром иным». Темы связи хромоты с хтоникой касались Вяч. Иванов и Л. Сараскина при исследовании образа Хромоножки у Достоевского. Слепой к земному может быть сугубо зряч к реалиям потусторонним. Трубопровод (водопровод; букв. циннор צינור - труба), в котором прячутся слепцы и хромцы – это подземное сооружение.
В египетской религии карлики имели какой-то магический вес. Можно вспомнить бога – карлика Беса .
(«Статуя карлика уродца в Египте предназначалась для магической охраны человека от укусов змей, скорпионов, крокодилов, оберегает спящих» - Коллекция статуэток бога Беса в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина // Вестник древней истории. 2001 № 2).
Однажды карлика (или пигмея) доставили ко двору фараона. Его привезли из «страны горизонта». Горизонт – это место, где небо примыкает к земле. Так возможен переход из одного мира в другой и коммуникация между ними (нечто функционально похоже на «мировое древо», ось мира)
(См. Александрова Е. ""Подземные карлики" в Египте: между историей и мифом" // Шаги/Steps. том 5. № 2, 2019 сс. 175-187.
Яковлев В.О. Дидактическая поэзия Древнего Египта в свете библеистики. // Труды и переводы. Журнал СПбДА. № 1, 2018. Спб. 2018 сс. 138-169
Федотова Е. Роль архаических деталей похоронного обряда в библейском повествовании. // Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2016, сс. 33-49).
Иевусеи — это доеврейское население Иудеи. Так, может, и в их религии было представление о том, что калеки могут быть медиумам и медиаторами с миром духов, а наипаче – с миром мертвых? Может, поэтому они и жили в подземельи? Историки говорят, что иевуссеи были неспособны построить эти подземные тоннели. Значит, в их время это были просто карстовые трещины-пещеры. Тогда тем паче они могли восприниматься как некое не-человеческое сооружение, и, значит, как врата в иной мир. Уродцы как не вполне человеки были вполне логичными стражами у такого портала в нечеловеческий мир.
В древнерусской культуре скоморохи были не просто шутами, но жрецами языческого культа (и потому вызывала ненависть христианского духовенства).
Так что у Давида были основания считать этих увечных жрецами чуждого культа (см. Федотова Е. Коротко о «слепых и хромых». https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4924.0).
Чтобы завладеть Иерусалимом, нужно было порвать его связь с прежними богами, защищавшими его. Увечные сами хвастались, что именно они не дадут Давиду взять их город. Ясно, что не физической силой, а своими магическими связями. Вот потому Давид и ставит в качестве первоочередной цели уничтожение медиумов, связанных с подземными богами.
Это – религиозная война. Фраза "слепые и хромые не войдут в Дом (Господень)" помещает повествование не в военный, а в религиозный контекст.
Пусть и не этот случай, но многие другие ветхозаветные войны, конечно, воспринимались и христианами как прообраз и как оправдание тех войн, что вели они сами.
|
</> |