Немного про Ил-96
otrageniya — 27.02.2019Я хорошо помню тот день: мы сидим в классе на уроке географии, и вдруг за окнами раздался дикий грохот, как будто дракону наступили на хвост. Все дружно побросали тетради и бросились к окнам, а там было на что посмотреть: совсем близко от нас взлетал огромный самолет, причем, судя по тому, что при взлете он чудом не снес крышу какого-то сооружения - взлетал он в каком-то совершенно запредельном режиме.
Прошли годы. Я узнал, что это был за самолет и кто был его лихим пилотом: тогда с полосы московского аэродрома Ходынка взлетал Ил-96, а за его штурвалом находился легендарный летчик Станислав Григорьевич Близнюк - единственный, кто не боялся поднимать многотонные машины со слишком короткой для них полосы, расположенной почти в самом центре Москвы.
экипаж Ил-96, Станислав Близнюк в центре
Ил-96 - это развитие его предшественника, Ил-86. Предполагалось, что эти самолеты должны были быть максимально унифицированы между собой, и поэтому первоначально Ил-96 (тогда он назывался Ил-86Д) получил в наследство от своего предшественника фюзеляж, оперение, основные бортовые системы и многое другое. По сути, эти два самолета отличались лишь конструкцией крыла да двигателями: на новый самолет было решено установить новые мощные двигатели НК-56.
Именно из-за этих двигателей судьба самолета и получилась столь непростой. Тогдашний министр авиапромышленности Силаев по каким-то своим причинам не ладил с разработчиками этих моторов, и однажды, когда все основные конструкторские работы уже были проведены, отдал приказ перепроектировать самолет под другие, менее мощные двигатели ПС-90. Это повлекло за собой огромное количество переделок: пришлось укоротить фюзеляж и уменьшить пассажировместимость с расчетных 350 пассажиров до 300, увеличить размах крыла, а также увеличить площадь киля. В результате самолет получил довольно спорный облик, но даже при этом было достигнуто главное - самолет мог летать, и летать очень и очень неплохо.
Самолет получился умным и безопасным: все его основные системы были многократно дублированы, и в большинстве случае при отказе какой-либо из них самолет сам, не привлекая лишнего внимания, переключает отказавший канал на работающий. Только в случаях, когда отказ критично опасен, требуется вмешательство экипажа.
в кабине пилотов
Первый самолет был собран в опытном цеху КБ им. Ильюшина, который расположен прямо на Ходынском поле. Оттуда же этот борт и взлетел 28 сентября 1988 года - так и началась долгая и очень непростая жизнь этого самолета.
в салоне
С 1992 года самолет выпускается на Воронежском авиационном заводе, всего к настоящему моменту построено 29 машин в версиях Ил-96-300 и Ил-96-400. В основном они используются в Специальном летном отряде, который занимается перевозками высших лиц государства. В течение 90-х годов некоторые из этих самолетов прилетали на Ходынку для проведения плановых работ, и некоторые из этих взлетов и посадок я видел своими глазами. Выглядело это примерно так:
В настоящее время идут разговоры о возобновлении коммерческой эксплуатации Ил-96, но что из этого получится - покажет время.
Тем, кому моего короткого рассказа недостаточно, я предлагаю посмотреть этот ролик:
А напоследок я ещё хочу вспомнить одну историю. Некоторое время назад моя френдлента всколыхнулась, и вдруг со всех сторон начало звучать "Вы слышали? Ил-96! Домодедово! Кто едет?"
Оказалось - аэропорту Домодедово надоело, что его территорию занимает сиротливо стоящий, давно забытый всеми Ил-96 Домодедовских авиалиний, и было принято решение о его перегоне в Жуковский. Сказано-сделано: машина, простоявшая 10 лет без какого-либо обслуживания, после заправки завелась без проблем, пробежала несколько раз по полосе туда-обратно и ушла в небо.
В последний полет этот Ил-96 проводили аплодисментами.
|
</> |