Немного о внезапном ренессансе аналогового звука.
nwc98 — 16.03.2021Звучание аудиотреков, к которому мы привыкли, сформировалось сравнительно недавно по историческим меркам. К концу 60-х годов с переходом на транзисторы стало возможным производство относительно недорогого студийного оборудования с широчайшим функционалом. Именно тогда звукорежиссёры, наконец, смогли позволить себе прекратить бороться с недостатками и разными весёлыми особенностями звукозаписывающей аппаратуры и сосредоточились, собственно, на работе со звуком. Многие треки, записанные в 70-е и 80-е, до сих пор остаются эталонами звучания. Однако единственным доступным в то время более-менее качественным носителем была грампластинка, со всеми её достоинствами и недостатками. Теоретически магнитная звукозапись даже в формате 4 дорожки 19 см/сек обеспечивала более высокое качество звучания, чем грамзапись, и магнитоальбомы могли бы составить конкуренцию пластинкам, однако магнитофоны стоили заметно дороже близких по классу проигрывателей. Да и себестоимость предзаписанной магнитной ленты была намного выше грампластинки. Добавляло проблем и не всегда высокое качество записи магнитоальбомов, т.к. основные их производители - небольшие тиражные студии старались экономить на оборудовании и его обслуживании.
В результате в конце 80-х основным конкурентом только что появившегося компакт-диска была именно грампластинка. Компакт-диск имел целый ряд вполне объективных преимуществ как перед грамзаписью, так и перед магнитной звукозаписью. Поэтому неудивительно, что потребители предпочли не заметить недостатки компакт-диска, и аналоговые аудио-форматы быстро сошли со сцены. Однако вскоре перед любителями хай-энда в полный рост встала проблема качества фонограммы. Можно собрать супер-сверх-высококачественный комплект звуковоспроизводящей аппаратуры, и с ужасом обнаружить, что некогда любимые треки записаны и сведены, хм, посредственно, и хорошая аппаратура не маскирует косяки звукорежиссёра, а, наоборот, выпячивает их. Проблемы усугубляли некоторые особенности пре-мастеринга компакт-дисков. Поэтому неудивительно, что аудиофилы стали массово возвращаться, так сказать, к корням – к грампластинке. Грампластинка, несмотря на все свои недостатки, давала возможность прослушать любимые треки 60-70-80-х годов с максимально близким к первоисточнику качеством, не испорченным бескомпромиссной компрессией и компандерным шумоподавлением, не всегда в меру применявшимся при пре-мастеринге компакт-дисков. Результат, собственно, был тот же, но не всякий готов признаться самому себе, что сделал глупость и потратил кучу денег зря. Потому что в аудиофилии главное - сам процесс. Сейчас поменяем головку на MC, а Direct Drive на пассик или ролик, и, кто знает, вдруг косяки звукрежа в фонограмме станут не так заметны... Впоследствии выяснилось, что музыку, например, 60-х лучше всего слушать на аппаратуре 60-х, а ещё лучше делать это в 60-е. Но было уже поздно.
Определённую ущербность цифрового формата 16 бит 44 кГц можно было бы исправить переходом к высоким частотам дискретизации и ЦАПам более высокой разрядности, но тут индустрия не смогла быстро выработать единый стандарт, и пока биг боссы решали, кто из них более биг, грампластинка успела из устаревшего аудионосителя превратиться в аудиофильский фетиш. SACD и DVD-audio, где вы теперь?!
Уже в начале нулевых новодельные грампластинки обошли по продажам компакт-диски, а сейчас это фактически единственный оставшийся на рынке физический носитель. Местами доходит до абсурда:
Саундтрек ультра-трешового фильма-пародии на малобюджетные кунг-фу боевики 80-х - всего 5000 рублей!
Прослушивание музыки для аудиофила – это, скорее, ритуал, чем утилитарное действие: достать пластинку из конверта, поставить на проигрыватель, очистить щеточкой иглу, очистить пластинку от пыли, поставить тонарм на начало пластинки и опустить микролифт. Собственно музыка в этом ритуале, пожалуй, вторична. И уже к середине нулевых выяснилось, что с точки зрения ритуализации прослушивания музыки незаслуженно забыты катушечные магнитофоны, имеющие в этом аспекте целый ряд преимуществ перед проигрывателями. Ритуал прослушивания музыки на катушечном магнитофоне включает в себя больше действий, требует несколько более глубокого понимания процесса, плюс вращающиеся катушки наглядно демонстрируют, что тут вам не хухры-мухры, а истинный хай-энд! Две вращающиеся катушки обладают заметно большим гипнотическим воздействием, чем одна пластинка. На женщин, правда, не действует, несмотря на то, что в народе катушечные магнитофоны ошибочно называют бабинными, таким образом с какого-то перепугу приписывая им связь с бабами. Полагаю, это как-то связано с канувшей лет 30 назад в лету тёплой ламповой традицией клеить на крышки магнитофонов изображения голых женщин.
Даже на рекламном фото девушка смотрит на странный механизм как-то невесело и задумчиво, "ну вот нафига мне всё это?!":
Повторю, с точки зрения качества звучания магнитная лента имеет целый ряд преимуществ перед грамзаписью: так, при сравнимом динамическом и частотном диапазоне магнитная звукозапись не связана ограничениями на сепарацию между каналами на низких частотах. Впрочем, магнитная звукозапись имеет и свои недостатки. Например, сейчас в быту применяется огромное количество магнитов разной мощности, что создаёт опасность случайного повреждения записи на ленте.
Некоторое время проникновение магнитофонов в аудиофильские системы сдерживалось отсутствием качественных фонограмм. Смысла делать записи с грампластинок не было – грампластинки в большинстве своём стоили дешевле как новодельной, так и качественной винтажной магнитной ленты. Ну а ущербность идеи писать на магнитофон музыку с цифровых источников очевидна даже самым упоротым аудиофилам. Однако спрос рождает предложение, и пришлось студиям «раскопать своих подвалов и шкафов перетрясти». В результате сейчас в мире существует несколько студий звукозаписи, производящих магнитоальбомы как на основе старых мастер-лент, так и на основе современного музыкального материала, записанного на полностью аналоговые тракты. Современные магнитоальбомы чаще всего пишутся в формате 2 дорожки 38 см/сек, что позволяет получить недостижимое для грамзаписи качество звучания. Магнитоальбом имеет ещё одно очень важное с точки зрения ритуализации преимущество перед грампластинкой – высокую стоимость. Подношения богу хай-энда не должны быть дешевыми. Россия, кстати, внезапно оказалась не на последнем месте в этом дивном новом мире хай-энда. Началось всё, конечно, с Электроник и Олимпов, которых СССР успел наклепать заметно больше, чем требовалось. Затем известная фотосессия Путина, Медведева и магнитофона Техникс неожиданно привела к тому, что отечественные аудиофилы в течение многих лет с упорством, достойным лучшего применения, выгребали эти не очень удачные девайсы со всех международных торговых площадок.
А мастерам пришлось учиться их чинить и настраивать, ибо жизнь - боль... Затем пришла очередь Акаев и Ревоксов, знакомых многим аудиоманьякам старой школы по магазину "Берёзка", подтянулись Тики/Таскамы, и понеслась… Драйва в процесс добавляло традиционно трепетное отношение родившихся и выросших в СССР к магнитофонам. Если буржуины во времена оные использовали магнитофоны, в основном, в утилитарных целях, т.к. имели возможность свободно приобретать пластинки с популярной музыкой, то в СССР ассортимент грампластинок был, хм, специфический, и магнитофон являлся основным средством донесения рока и попсы до широких масс населения.
В настоящее время в России присутствуют как звукозаписывающие, так и тиражные студии, производящие магнитоальбомы вполне мирового качества. А количество верхних моделей катушечных магнитофонов в системах российских аудиофилов вызывает нездоровую зависть у иностранцев.
Решение проблемы качественных фонограмм привело к взрывному росту спроса на катушечные магнитофоны. Цена на эти ещё 20 лет назад никому даже даром не нужные громоздкие ящики выросла настолько, что стало экономически целесообразным… возобновление их производства. Причём, поскольку в настоящее время катушечные магнитофоны используются, в основном, для воспроизведения, немецкая гаражная фирмочка Балфингер, кое-как освоив производство полноценного магнитофона, выпустила довольно удачный катушечный плеер. Отдельно следует отметить забавный проект Ревокса – фирма скупает популярную в своё время модель Revox B77 и проводит восстановление магнитофонов до состояния новых. Восстановленные магнитофоны довольно бодро продаются по цене 5-6 тысяч евро. Отдельно стоит упомянуть потихоньку набирающую обороты моду на магнитофоны под ленту шириной 1/2 дюйма...
За компанию досталось и кассетным магнитофонам, цены на топовые модели которых уже трудно назвать адекватными. Но в данном случае основным сдерживающим фактором выступает ублюдочность этого формата звукозаписи. И больших кайфово крутящихся катушек тут нет.
Следует так же отметить, что аудиофилия, до недавнего времени беспощадная, в основном, к родившимся в 80-е и ранее, теперь не щадит и молодых. Грампластинки сейчас покупают 30-ти летние хипстеры, не заставшие этот формат в молодости, и, соответственно, ни о какой ностальгии тут не может быть и речи. Миграция молодёжи с грампластинок на катушечные магнитофоны пока сдерживается высокой ценой последних, но постепенно идёт.
Забавно, что многоканальный магнитофон снова возвращается в студии звукозаписи в качестве… своеобразного блока эффектов. Приятные для слуха искажения, вносимые записью на магнитную ленту, оказываются очень кстати при обработке, например, вокала или барабанов. Существующие плагины, имитирующие этот эффект, делают это недостаточно хорошо, а стоят очень дорого.
Остаётся один вопрос – долго ли продержится эта аномалия?! Тут трудно опираться на какой-либо исторический опыт, до сих пор не было прецедентов настолько массового возврата к использованию безнадёжно устаревшей технологии.
|
</> |