Немного о том, как идет борьба с организованным бандитизмом
tesey — 24.07.2012Переход на рельсы рыночной экономики и яд ошибок реформаторов сильно ударил по российской промышленности. Более-менее достойно пережила лихие девяностые, разве что, нефтяная промышленность. Остальные сферы промышленности пострадали, и аукается. Например, если в судостроении до 1990 года ежегодно в СССР спускалось на воду 400–500 рыболовецких судов, то за все 90-е годы в РФ было построено всего 112 судов. От оборонного потенциала России к началу двухтысячных осталось не более 6%.
Но помимо общего падения экономики была у России девяностых и другая беда, возможно даже более серьезная: организованный бандитизм. Криминал контролировал все, начиная от торговых палаток, заканчивая крупными стратегическими предприятиями.
Многие знают, что «АвтоВАЗ» и «ИжАвто» находились под контролем группы «СОК», за которой тянулся криминальный шлейф из захватов предприятий и убийств сотен бизнесменов. Основатель «СОКа» – известный в криминальных кругах наперсточник Юрий Качмазов. Он никогда не «светился» перед прессой и всюду ходил с десятком телохранителей. Даже не все партнеры группы знали его в лицо. В 2011 году Качмазов был объявлен в розыск. Его обвинили в преднамеренном банкротстве «Ижмаша».
В середине двухтысячных государство, наконец, окрепло и в лице госкорпорации «Ростехнологии» – буквально под дулом автоматов ОМОНа выставляла бандитов с территории того же «АвтоВАЗа». Благодаря этому предприятие, бывшее одним из самых коррупционных, выкарабкалось и объединилось с Renault-Nissan. Теперь некогда гиблое предприятие выпускает новые модели автомобилей на хорошо себя зарекомендовавших во всем мире автоплатформах.
Сейчас «Ростехнологии» взялись за крупнейшего в стране производителя шасси и рулевых приводов самолетов в России – ОАО «Авиаагрегат». Ибо там тоже все очень интересно.
С 1997 года предприятием руководил некий Геннадий Кулаков, который сейчас проходит сразу по нескольким делам о фактах хищения с «Авиаагрегата» средств и активов.
Тогда, когда его назначали, кандидатура Кулакова выглядела довольно подходящей: он был известен как активный сторонник технологической перестройки завода и человек дела, хорошо знакомый с производством и жестко отстаивающий свою точку зрения.
И сначала даже показалось, что с приходом Кулакова дела пошли на лад. Завод стал худо-бедно работать. Но все оказалось далеко не гладко.
В 2008 году «Ростехнологии» по указу президента России получили акции «Авиаагрегата» и провели аудит предприятия. Выяснилось, что в 2010 году Кулаков выплатил себе более 18 млн рублей, что на 1 млн рублей больше всей чистой прибыли «Авиаагрегата» за 9 месяцев того же года. Своему сыну, уютно пристроившемуся на заводе директором по финансам, за непосильный труд отец заплатил 25 млн рублей. При этом средняя зарплата на предприятии в то время составляла скромные 17 225 рублей.
Но это еще цветочки. В 2008 году Кулаков-старший продал некому ООО «Р-Инвест» производственные корпуса «Авиаагрегата» за 4,5 млн рублей при ориентировочной рыночной стоимости минимум 70 млн рублей, а затем завод арендовал эти же помещения за сумму, превышающую цену продажи почти на 1 млн рублей в год.
Терпеть это безобразие «Ростехнологии», естественно, не пожелали. В 2011 году Кулакова сменил Юрий Мясников, проработавший на заводе к тому моменту 35 лет. Но и он оказался, мягко говоря, не лучше предшественника. С отставкой Кулакова череда сомнительных операций просто перешла на новый уровень. За время работы Мясникова с предприятия вывели около 200 млн рублей с использованием фирм-пустышек. Не везет предприятию с руководителями...
Завели уголовное дело. А дальше начался цирк. Мясников пытался свалить вину за выявленные хищения на своего зама по экономике и финансам Антона Пчельникова. Он якобы и выводил с предприятия средства. Хотя доверенность Пчельникову на право подписания договоров выдал сам Мясников. Пчельникова уволили, а Мясников написал письмо Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, где долго слезно объяснял, что он ни в чем не виноват.
Но «Ростехнологии» и акционеры слезам не поверили. Порочную систему надо было ломать. На заседании совета директоров в июле Мясников был отправлен в отставку и на его место назначен новый менеджер – успешный московский предприниматель Андрей Петричко.
А выговорите, не борются у нас с коррупцией. Очень даже борются, и порой успешно. И в истории с «АвтоВАЗом», и в истории с «Авиаагрегатом» решающую роль в выдворении бандитов сыграли именно «Ростехнологии». В этом свете, госкорпорации не такое уж зло.
Наладить прозрачное управление на ключевых предприятиях страны – совсем непростое дело, поскольку многие местечковые князьки в этом не заинтересованы. И готовы ради своих «кормушек» даже на убийство. Но Петричко повезло и он выжил, врачи успели спасти ему жизнь.Теперь есть надежда, что с криминальными схемами на крупнейшем авиационном предприятии страны покончено.