Неммерсдорф не забыт, Тэджон не забыто

топ 100 блогов lafeber13.02.2023
«Корейская война: история» автора Брюса Каммингса 2010 года имеет много минусов. Похоже на то, что этот признанный в 80-е научным сообществом мэтр за тридцать лет всё же исписался, не выдержав испытание «сенсационной журналистикой» и дружескими поездками в Пхеньян. Но, не смотря на игнорирование им открытых в 90-е советских архивов и его упорное стремление считать этот конфликт сугубо внутренней гражданской войной, в которую произвольно вмешались американские военные, его одностороннее и перекошенное зацикливание на серой морали и военных преступлениях южан (с их американскими союзниками) может всё же принести читателю крупицы полезных знаний.

В его тексте несколько раз встречается отсылка на работу Макса Гастингса 1987 года, на его цитату про «моральную легитимность». Эта фраза не дает Каммингсу покоя, он высмеивает ее. На мое удивление автор в какой-то момент (но не сразу) приводит убедительный аргумент, а не ограничивается голословной риторикой про «не мы такие, жизнь такая» и «ничего вы всё равно не докажите». Речь идет про расстрел в Тэджоне 20 июля 1950 около 1,800 человек, содержащихся в местной тюрьме. Эти южные корейцы были зарегистрированы в организации «Лига Бодо», которая была создана Ли Сын Маном для перевоспитания тех крестьян, которые были заподозрены в симпатиях к коммунистам, но которым всё же дали второй шанс перековаться. В ситуации военной паники, когда армия Южной Кореи стремительно отступала, южнокорейская полиция превентивно арестовала членов этой организации, а затем, не в силах произвести эвакуацию, устроила массовый расстрел, на котором присутствовали американские фотографы. В сентябре 1950 армия Северной Кореи при отступлении навалила в те ямы еще столько-то трупов по той же самой причине, но речь сейчас только про расстрел 20 июля.

Про этот эпизод Гастингс в 1987 написал следующее: «…тем преступлениям, что северные корейцы совершили во время своего четырехмесячного правления на Юге: ужасные массовые убийства, из которых 5,000 тел было найдено только в Тэджо́не, например».

В 1998 году в Южной Корее президентом избрался Ким Дэ Чжун, который стал вторым по счету «нормальным» президентом после перехода Республики от военной автократии 50-80 гг. к «нормальной демократии». При этом президенте в 2000 году была создана «Корейская комиссия по установлению истинных причин гибели граждан» [Korean Truth Commission on Civilian Massacres], которая в 2005 году стала именоваться «Комиссией по установлению истины и примирению в Южной Корее» [KTRC]. При ее создании Ким Дэ Чжун вдохновлялся опытом ЮАР, которая в 1995 году создала свою собственную комиссию, нацеленную на излечение южноафриканского общества от историческо-психологических комплексов апартеида. Такая была терапевтическая инновация, и Ким ее перенял. Цель этой KTRC было докопаться до всех преступлений (японских, коммунистических, лисынмановских), но не для того, чтобы наказать виновных, а для того, чтобы всё общество Южной Кореи через публичное признание всех жертв и психологическую люстрацию перестало «авторитарно отмалчиваться» и могло перевернуть окончательно эту печальную страницу своей истории. Среди прочих схожих эпизодов стало известно о бойне в Тэджоне. Американские фотографии были рассекречены в 1999 году. К 2005 году Комиссия признала ответственность Армии Южной Кореи за то массовое убийство. Макс Гастингс в 1987 году очень сильно ошибся при описании этого эпизода, но его заблуждение легко понять. Для всего некоммунистического мира долгое время тот расстрел был осуществлен руками НКА.

Схожий пример живучести военной пропаганды можно отыскать в книге Лоя Кита «Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны»:

В октябре 1944 г. после более двух [sic!, трёх-же] лет кровопролитной бойни между немцами и Советами Красная армия наконец перешла границу и ступила на немецкую землю. Маленькая деревушка Неммерсдорф приобрела печальную известность в качестве первого населенного пункта, встретившегося на ее пути, и это название вскоре стало олицетворением зверства. Принято считать, что в бешеной ярости красноармейцы перебили всех, кого нашли, – мужчин, женщин и детей, – а потом изувечили их тела. Корреспондент швейцарской газеты «Ле курьер», утверждавший по прибытии в эту деревню после того, как советские войска были временно отброшены назад, и испытавший невероятное отвращение, свидетельствует: «Я избавлю вас от описания увечий и жуткого состояния, в котором находились трупы на поле. Эти впечатления выходят за рамки даже самой дикой фантазии». …

Многие историки принимают рассказы об актах мести того времени за чистую монету, не задаваясь вопросом о мотивах тех, кто первым их сочинил. Рассказ о Неммерсдорфе – превосходный этому пример. На протяжении почти пятидесяти лет, пока длилась холодная война, западные историки принимали версию событий в изложении нацистской пропаганды. Отчасти потому, что это устраивало их – русские традиционно выступали монстрами для всей Европы, – отчасти же от невозможности получить доступ к советским архивам для формирования альтернативной версии событий. Однако недавние исследования показывают, что нацисты подделывали фотографии из Неммерсдорфа, намеренно преувеличивая как период, в течение которого продолжались массовые убийства, так и число убитых. Подобные искажения правды – обычное явление после войны, когда зверства обеих сторон безжалостно эксплуатировались с пропагандистскими целями. Поэтому реальная история событий, произошедших в Неммерсдорфе, – не менее ужасная, чем привычные рассказы, – скрыта за пластами того, что мы теперь называем «предвзятая подача информации».


Тайное рано или поздно становится явным. Информационный прогресс не стоит на месте, а это значит, что в наши дни такая долгоиграющая 50-летняя фальсификация вряд ли возможна. Если, допустим, в пригороде Цюриха, допустим, ретороманские агрессоры совершат массовый расстрел мирных граждан перед своим стремительным отступлением, не успев замести следы, то все эти ваши вездесущие спутники с точностью до часа установят время появление тел на улицах, затем приедет авторитетная международная криминалистическая комиссия, которая сразу же, не откладывая дело в долгий ящик, начнет собирать улицы и свидетельские показания выживших. Прошли времена, когда Интерпол (Международную криминальную полицию) возглавляли предвзятые нацисты Гейдрих, Небе и Кальтенбруннер. Теперь этой организации доверия больше. Под ковер замести им на сей раз не удастся.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Наверняка вы уже слышали новость о том, что за день до мировой премьеры в сети кто-то выложил последнюю серию Шерлока в озвучке Первого канала. Поступок гадкий, но быдло в восторге. Быдло вообще известны тем, что вечно куда-то спешат, как будто дел у них очень много. Именно быдло в ...
Попадание в люк БТР. Машина принадлежит украинскому 11-го батальону территориальной обороны "Киевская Русь". Жертв нет, иных повреждений, похоже, тоже нет Фото ©В.Щербаков (facebook.com) ...
Иногда в жизни наступает момент, когда приходится покупать новый смартфон. Для меня этот гаджет играет важную роль в повседневной жизни, поэтому к покупке себе «нового друга», я всегда отношусь основательно. И если с моделью трубки я всегда определяюсь заранее, пересмотрев и прочитав ...
Добрый день, друзья! В комментариях тут прочитал: " В зону платной парковки Москвы могут войти еще три улицы По словам руководителя, жители района сами обратились с просьбой оборудовать на этих улицах платную парковку." В принципе, не имею оснований не доверять этой информации, одн ...
Перед футбольным матчем между командами «Днепр» и «Сэнт-Этьен» украинские экстремисты по невыясненным причинам неожиданно напали на французских фанатов. После этого советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко предположил, что адвокаты задержанных хулиганов в качестве аргумента ...