Немыслимое в советской истории
diak_kuraev — 25.01.2018 В дек. 1965 г. аппарат уполномоченного Совета по делам религий (СДР) по Москве и Московской обл. подвергся реорганизации, появилась должность уполномоченного по Москве. Первым ее занял E. Е. Лишанков, являвшийся ранее уполномоченным по делам религиозных культов по Москве и Московской области.Он курировал религиозную жизнь Москвы до 1968 г., был снят с должности из-за острых конфликтов с настоятелем Николо-Кузнецкого храма прот. Всеволодом Шпиллером.
Последний стремился ограничить власть исполнительного органа своего прихода, тесно связанного с уполномоченным.
16 дек. 1966 г. прот. Всеволод объявил о «прекращении духовного общения» с церковной двадцаткой.
Уполномоченный выступил в поддержку двадцатки и попытался сместить настоятеля, предупредив Шпиллера о возможности снятия его с регистрации после того, как тот отпел на дому вдову Бориса Пастернака. Прот. Всеволод писал жалобы на уполномоченного, распространял среди московского духовенства свое письмо патриарху, где содержалась жалоба на исполнительный орган и на вмешательство властей во внутрицерковные дела.
Очевидно, угроза международного резонанса в случае с прот. В. Шпиллером, имевшим связи на Западе и активно участвовавшим в зарубежной деятельности Церкви, заставила власти отказаться от снятия его с регистрации. Патриарх отменил наложенный прот. Всеволодом на членов двадцатки запрет причащения в Николо-Кузнецком храме. В апреле 1967 г. в защиту решения Шпиллера выступил бывший Калужский архиеп. Ермоген (Голубев).
Выступления многих лиц в защиту прот. В. Шпиллера привели к тому, что уполномоченный Лишанков был уволен, а вслед за ним был освобожден от должности главный оппонент Шпиллера староста Николо-Кузнецкого прихода Плешкевич.
Правосл. Энциклопедия т.47 с. 270.
|
</> |