Немецкий язык, слово за словом: Weltstadt
daniel_grishin — 06.04.2023 Weltstadt - вельтштадт - "мировой город".Это понятие, видимо, не переводится на другие языки полностью. World city, глобальный город и другие аналоги - лишь часть того, что подразумевается под Weltstadt.
Это не просто большой город: его величина - больше следствие, чем причина.
Это не просто город богатый и тд, хотя без этого тоже никуда.
Это - город, имеющий мировое значение, или как минимум значение для заметной части мира.
А это не просто величина, богатство, место пребывания влиятельных персон и организаций и тд, а в первую очередь - открытость миру, соединенность с ним. Город влияет на мир (или "свою" часть мира, свой значительный ареал) - мир влияет на город. Иначе никак. Это всегда улица с двусторонним движением.
Город может быть велик, силен, богат и влиятелен, но если он от мира отгорожен, то на мир он не влияет. Да и мир на него тоже.
Поэтому Сеул и Пхеньян могут сравняться по численности или богатству (опустим реалистичность этого предположения), но Сеул при этом будет мировым городом, а Пхеньян - северокорейским.
В мировом городе всегда "все флаги в гости будут к нам". Корабли, караваны, посольства, слободы, культурные представительства, массы иноземцев на улицах, многоголосица языков и многоцветье лиц. Он будет похож этим на весь мир сразу и ни на одну страну в отдельности.
В том числе и на свою собственную. На неё больше чем на остальных, но меньше чем другие города в ней.
Это очень важно понимать.
Вы не можете поставить Америку мировой державой и ожидать, что Нью-Йорк будет похож на очень большую Санта-Клару. Не получится. Это будет "наименее американский город". Чем более мировой - тем менее американский. И в нем будет "больше евреев, чем в Тель-Авиве, больше ирландцев, чем в Дублине, больше пуэрториканцев чем в Сан-Хуане" и тд.
Вавилон не был похож на Урук, Афины - на Марафон, Рим - на Асти, Стамбул - на Гейнюк и тд.
Если Россия - одна из мировых держав, то Москва и несколько других городов могут получить (и неизбежно получат) статус Weltstadt. И они точно так же будут - да и уже есть - открыты для мира, во всяком случае для той его части, в которой ощущается их влияние.
И части этого мира обязательно будут присутствовать в Москве.
И обязательно будут раздаваться голоса: "Столица России утрачивает русский облик! Москва перестает быть Россией!"
Да, отчасти так и есть. Москва перестает быть русским городом ровно на ту часть, на какую становится мировым. Конечно же эта часть поболе чем у Сызрани, а как иначе? И конечно Москва не будет похожа на "просто очень большую Сызрань".
Есть один способ это предотвратить.
Надо просто сделать так, чтобы Москва была центром влияния только для России. Взять и изолировать Россию от остального мира, а то ишь что повадился этот мир делать - в Москву проникать!
(Кто сейчас сказал: "Страна-изгой"? Или просто подумал? Правильно подумали. Изгоем можно стать и добровольно, даже если называть это "отшельник")
Да, есть один способ. Но, вижу, он не слишком-то вам нравится.
****
Говорят, в свое время конфликт никониан и старообрядцев как раз и отражал две противоположные тенденции: Никон подгонял русское православие под вселенское, и тем давал возможность Москве стать лидером этого вселенского православия. Напротив, идеал старовера - забор по всему периметру, за которым можно блюсти древнее благочестие, не поддаваясь никаким внешним влияниям.. и ни на что вовне не влияя.
Выход России на мировую арену закладывался именно тогда, при отце Петра Великого: Пётр стоял уже на до него заложенном фундаменте. В ту ли шагнул сторону, правильно ли шел - можно обсуждать, но ему не было бы ходу, если б при Алексее Михайловиче страна замкнулась в своей самобытности.
Похожую задачу решали разные страны, с разной степенью успешности. Интересен, например, опыт Японии, пытавшейся открыться лишь для того, что считала нужным: она до последнего упиралась и не давала превратить свои города в мировые. Но против законов исторической неизбежности не попрёшь - сохранив Киото и Токио, Японии пришлось "откупиться" другим, и первым её Weltstadt стал Нагасаки, специально для этого построенный местными христианами и пришлыми европейцами.
****
Если вы дочитали до этого места, то, наверное, уже поняли, что споры о (к примеру) мечетях в Москве автор считает осмысленными лишь в рамках локального градостроительства. Попытки же притянуть к этому "потерю исторического облика русского города" в моих глазах выглядят потугами остановить превращение Московского мегалополиса в вельтштадт - мировой город.
Смехотворность этих попыток не в том, что они обречены на поражение: нет, успех возможен, но при условии изоляции России целиком от всего нерусского, то есть добровольного отказа от значения в мире. А именно на это не хотят идти даже эти печальщики об уменьшающейся русскости российской столицы.
Что тут скажешь? Нельзя и самобытную невинность соблюсти и мировой капитал приобрести.
А зачем тогда провокационный топик создавал, спросят читатели автора?
Да так, смеху ради: Москву Питером потроллить. В конце концов, это часть петербургского менталитета автора, надо и её иногда потешить :)
|
</> |