Немецкий бункер в селе Гнилое
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Ездил по делам в Острогожск и что называется, пользуясь случаем,
посетил пару интересных мест. Одно интересное в фотографическом
плане (о нём в следующий раз), а второе в историческом. Сегодня
расскажу именно о нём. Фотографии скучные (я май, вообще, считаю
самым не фотогеничным месяцем в году), но трагизм развернувшихся
здесь в Великую Отечественную войну событий просто поражает
воображение.
Масштабность боев в междуречье Волги и Дона требовала от Германии
увеличить поставки солдат и оружия на фронт. Захватив часть
Воронежа и области в июле 1942-го, немецкие войска не смогли взять
узловую железнодорожную станцию Лиски и рельсовый путь на юг для
них был закрыт. Берлинские спецы под руководством железнодорожного
гения и любимца фюрера статсекретаря Ганценмюллера решили его
спрямить: быстро проложить железную дорогу километров в 25-30 на
уже захваченной территории от села Гнилого через Петренково, хутор
Пахолок, мимо Ярков, Михново с выходом на Евдаково-Каменку. Уже в
августе они приступили к сооружению одноколейки, которая позволила
бы иметь фашистам надежный дорожный простор. В районе строительства
железнодорожной ветки немцы организовали 14 концлагерей. Бывшие
конюшни и свинарники фашисты огородили колючей проволокой и загнали
туда почти 30 тысяч советских солдат и офицеров, взятых в плен под
Харьковом.
В селе Гнилое сохранился немецкий бункер. Здесь размещался пункт
управления стратегически важным участком железной дороги. Отсюда
фашисты должны были контролировать прохождение эшелонов на
Сталинград. Я решил его разыскать и посмотреть, что от него
осталось.
02. Справившись у местных жителей о местоположении
бункера, выезжаю за околицу Гнилого. Свое название село получило от
находящегося рядом «гниловища», так называли в старину место, где в
результате открытых независимых родников образовалось постоянное
слякотное и мокрое обширное место. За лужком видны домики хутора
Ближнее Стояново.
03. При строительстве дороги фашисты полагались
исключительно на дармовую силу. Вся техника – тачки, носилки и
лопаты. Люди – что тягловый скот. Управлял всеми «интернационал»:
немцы, мадьяры-венгры, итальянцы, предатели из наших. Обессилевших
и лежачих заставляли грузить в вагонетки. Толкали по
свежепроложенным рельсам, разгоняли под уклон. В конце пути
вагонетка опрокидывалась. Тела катились под откос. Кто погибал,
кого пристреливали. Трупы закапывали тут же в насыпи. Дорога
становилась братской могилой. Сейчас от неё остались только насыпи
и многокилометровый яр.
04. Из Гнилого старая осевшая дорожная насыпь уводит
степной балкой в Петренково и далее.
Сам я дальше не ездил, но по словам местных, там она менее заметна.
Где-то заросла деревьями, а где-то распахали под поля.
05. В советское время вспоминать о военнопленных было не
принято – Сталин объявил их предателями. На строительстве этой
дороги пленных заставляли работать до 18 часов в сутки. Кормили
просом с водой, баландой, иногда варили протухшую конину. Ежедневно
только в одном лагере от голода и болезней умирали до 50 человек.
По свидетельству местных жителей, на протяжении 35 километров
дороги скрыты останки тысяч советских солдат и офицеров. Фото,
найденное в архивах Венгрии воронежскими историками Сергеем и
Михаилом Филоненко и опубликованное в книге «Психологическая война
на Дону»:
06. А вот под небольшим холмиком и сам бункер. На заднем
плане солодовенный завод компании "Русский Солод". Клиентами
"Русского солода" являются более шестидесяти пивоваренных компаний,
среди них: Efes, Heineken, "Балтика", "Вена", ПИТ, "Бочкарев". Там,
где виден лесок, течет речушка (см. фото ниже), в которой до
запуска завода (июнь 2004 г.) водилась рыба и раки, а сейчас
сбрасываются отходы с завода. Впрочем, сегодня речь не об этом.
07. Высота насыпи над бетонным перекрытием около 3м.
Имеется два входа.
Первый:
08. Второй.
09. Внутри, как и ожидалось, тотальный дестрой и помойка.
Того и гляди ещё вляпаешься куда-нибудь.
10. Одно из помещений разгорожено на 4 небольших
отсека.
11. Парни с проспелео.ру (ссылки, как обычно внизу поста),
приезжавшие сюда в 2010-ом, нарисовали трехмерный план бункера. Они
же высказали на своем сайте сомнение, что это немецкий бункер,
ввиду его странной планировки. Кто-то из местных сказал им, что это
бывшее колхозное овощехранилище. Это так, бункер действительно
после войны приспособили под хозяйственные нужды, но еще позже (уже
в эпоху совхозов) перестроили под омшанник (место для зимовки
пчел). Отсюда куча "лишних" перегородок.
12. Сейчас бункер пустует. Изредка приезжают нтвэшники
(кстати, давшие широкую огласку этому месту), спелестологи и прочий
интересующийся по тем или иным соображениям историей люд (на
форуме черных копателей целая ветка посвященная этому месту).
13. Но чаще в него заглядывают дети. И не то чтобы
поиграть в войнушку или даже выкурить тайком сигаретку, а чаще
просто справить нужду. Мимо идет тропка, по которой школьники
срезают дорогу в школу. Кусты снаружи им не нравятся - в бункере
как-то спокойней.
14. Выбираюсь наружу и натыкаюсь на вентканал. Дышу свежим
воздухом, думаю как же быстро мы забыли свою историю. Может, вместо
пыльного школьного класса музей стоило сделать здесь? Пусть
закрытый и открываемый раз в год на 9 Мая, но всё же не туалет. В
том же Острогожском районе есть мадьярские кладбища (если не
видели, посмотрите мой
репортаж), венгры заботятся о своих солдатах даже в чужой
стране, а мы?!
15. «Острогожско-Россошанская операция вошла в историю
как Сталинград на Верхнем Дону. 86 тысяч пленных солдат и офицеров
за две недели — это колоссальные цифры» (С.Филоненко, доктор
исторических наук).
16. К началу 1943-го «Берлинка» была готова, но
стремительное наступление наших войск нарушило планы Гитлера.
Дорога работала примерно 2,5 - 3 месяца. Когда началась
Острогожско-Россошанская операция, из Каменки прошло 14 немецких
эшелонов и после этого мосты и полотно были взорваны. После чего
рельсы-шпалы разобрали. Говорят, что они сгодились на строительстве
ветки Старый Оскол – Ржава, по которой снабжали всем необходимым
наши войска в битве на Курской дуге. Оставшиеся материалы подбирали
местные жители на восстановление порушенного хозяйства. То
чужеземное железо по сию пору служит людям – несущей балкой на
крыше подвала, угловым стояком-опорой в сарае... Не вернуть только
тех тысяч строителей - военнопленных и даже не помянуть поименно.
Пали ведь безымянными.
Немецкая карта 1943 года с отмеченной железной дорогой.
17. Бродит неподалёку коник на привязи вдоль насыпи,
щиплет траву. Подошел к нему. Солнышко припекает, впереди
лето...
Как же это страшно должно быть, когда война... В такие минуты
неизменно думаю, что все мои проблемы и страхи абсолютное ничто
перед ужасами, что видели люди, пережившие ту войну и болью и
страданиями, что испытали те, что лежат в этой земле.
18. Минут 10 поговорил о бункере с местным мужичком.
Многое в этом репортаже взято с его слов.
Сфотографироваться сам он отказался, поэтому на память о нашей
беседе у меня осталось только фото его собачки.
19. Прокатился немного по селу. Гнилое возникло еще в 1684
году. Первыми поселенцами были казаки Острогожского казачьего
полка, жившие до этого в пригородных слободах Пески и Новая Сотня.
Вскоре после ликвидации казачьего полка (1765 год) была проведена
перепись населения Острогожского уезда. По данным этой переписи,
население Гнилого составляло 388 человек. Долгое время гниловчане
оставались прихожанами Песковской и Новосотенской церквей, по
своему прежнему, месту жительства, а в 1832 году они построили у
себя небольшой каменный молитвенный дом, и Гнилое стало именоваться
слободой, вошедшей в состав Дальнеполубянской волости. Стало быстро
увеличиваться население, появились небольшие кустарные заведения —
кожевенное, кирпичное, маслобойное и крупорушка. В 1880 году в
Гнилом уже жило 1123 человека. В том же году началась служба в
строившейся почти 40 лет новой каменной церкви. Храм начал строится
в 1834 году усердием крестьянки Клименковой Анны Никитичны и
странника Луки Игнатьевича. Церковь вышла двухэтажная, каменная,
красивой величественной архитектуры. Верхний престол освящен в
честь Преображения Господня, а нижний – в честь Казанской иконы
Пресвятой Богородицы. Приход освятил в 1846 году архиепископ
Воронежский Антоний Смирницкий.
20. Более ничего интересного по пути не встретилось.
Разве что вот этот экологически чистый гараж.
21. Да, чуть не забыл о речке.
22. Безымянный приток Тихой сосны.
23. У моста стоит знак ограничения скорости 15 км/ч ввиду
его аварийности.
На вид всё окей, но при ближайшем рассмотрении вижу, что в
основании моста лежат подсгнившие шпалы.
24. Странное сочетание металла и дерева, учитывая, что
сверху уложен асфальт.
Не знаю, имеют ли эти шпалы отношение к "Берлинке".
25. Далее по совету местных жителей, я отправился в в хутор
Сибирский.
По дорогевстретился небольшой абандон. Останавливаться не стал.
26. На окраине хутора братская могила советских военнопленных,
найденная поисковиками объединения "Дон".
Часовню установили совсем недавно.
23. Это первый концлагерь, "поднятый" в Воронежской
области.
24. Среди эксгумированных останков поисковики нашли 15
медальонов. В одном лежало перо от ручки, большинство оказались
пустыми, только пять — с анкетами. Пока удалось прочитать четыре
фамилии. Это рядовые Григорий Рябинин, Иван Глухов, Захар Бандурка,
Горат Астросян. В архиве Министерства обороны они значатся без
вести пропавшими.
25. Более детально, с интервью с очевидцами страшных
событий, рекомендую посмотреть фильм "Дороги, которые они не
выбирали".
Он любительский, но очень хороший.
26. Чтобы немного сгладить возможный тяжелый осадок в
душе, вызванный прочтением поста, покажу напоследок интересный дом
в Ближнем Стояново. В нём живет художница и украшает его как
может.
27. И гаражи соседей тоже.
28.
29. Мирного вам неба над головой!
Ссылки для самостоятельного изучения и первоисточники:
- Острогожск. ру
- НТВ.ру
- По дону. ру
- Проспелео.ру
- Острогожский район
- Добавить в друзья
|
</> |