
Нельзя так с Шаляпиным. Нельзя!


Когда чего-то очень ждёшь, то разочарование грустно особенно... Ждала я сериал о Шаляпине и была почему-то уверена, что фильм не может оказаться плохим, ведь никто и никогда не снимал художественный фильм о знаменитом русском певце, а потому и снимать легче, не боясь, что будут сравнивать с уже когда-то и кем-то снятым материалом.
С просмотра первой же серии стало понятно, что от фильма ждать особо нечего, и единственное утешение - изумительные картинки Волги-матушки, что заставляет думать о естественном появлении русского гения с характером «размахнись, рука, – раззудись, плечо!»: не мог родится такой человечище на другой земле!
Удивительно, как можно снять сериал про Шаляпина, ничего толком не рассказав о великом артисте, совершившем переворот в оперном искусстве! Не показать ни его обучение, ни становление, ни муки творчества, да вообще ничего не сказать о том тяжелом труде, без которого на сцене делать нечего.
Как-то очень быстро фильме меняются события и нет переходов: действие все время распадается на отдельные картинки: вот герой, с виду дубина дубиной, получив шанс заменить запившего баса в опере Манюшко «Галька», на репетиции раз десять подряд не может заставить себя открыть рот. Наконец все срастается.
Следующий эпизод – уже вполне цивильный господин заявляется в Летний сад к антрепренеру Лентовскому (Роман Мадянов), где тот репетирует водевиль. Следующий – уже почти барин поступает в императорский Мариинский театр.
Если бы когда-то не читала воспоминания самого Шаляпина "Страницы из моей жизни" и "Маска и душа", то так бы и не поняла, чего стоило неотёсанному "окающему" волжскому парню достичь таких высот в оперном пении и добиться мирового признания.
Самое же лучшее, что есть в сериале, – это голос всемирно известного баса Ильдара Абдразакова, исполнившего Шаляпинские арии (дай бог, кто-нибудь додумается выпустить диск с ними); нет никакого сомнения, что голос Абдразакова – не меньшее национальное достояние, чем Шаляпинский...
Конец сериала у меня лично вызвал не только недоумение, но почти истерический смех: не вписался Фёдор Иванович в государственную программу " Российский патриот", а потому его "оставили" на Родине принудительно)). Ну нельзя было так с Шаляпиным! Чего не хватило создателям фильма терпения или денег? А может.. Впрочем, чего бы ни хватило, но не хватило, и всё!
А Фёдор Иванович благополучно покинул Россию с Марией Петцольд и тремя своими дочерями (два ребёнка были у Марии от первого брака). Первая жена Фёдора Ивановича, итальянская балерина Иола Торнаги со старшей дочерью Ириной осталась в России.
Надо заметить, что никто в СССР Торнаги не притеснял. Она прожила тут до 1960-го, а в 87-летнем возрасте уехала по приглашению сына в Италию, где и скончалась в Риме в 1965, на год пережив Марию Петцольд.
Сам Шаляпин умер в 1938 году. Его здоровье резко ухудшилось после гастролей в Китае и Японии, и врачи поставили страшный диагноз - лейкоз. Певцу сделали переливание крови, но это не помогло. Рассказывается, что, уходя из жизни, певец впал в забытье и настойчиво требовал: «Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя обманывать! Они же заплатили...» Много лет спустя его лечащий врач признался: «Никогда я не видел более прекрасной смерти».
Скоропостижный конец певца породил подозрения, что это могло быть убийство. Говорилось даже, что смерти Шаляпина мог пожелать сам Сталин за высказывания певца типа: «Если нужно, он также мягко, как мягка его беззвучная поступь лезгина в мягких сапогах, и станцует, и взорвет Храм Христа Спасителя, почту, телеграф – что угодно. В жесте, движениях, звуке, глазах – это в нем было. Не то что злодей – такой он родился».
Организатором операции называется сотрудник НКВД Яков Серебрянский, а исполнителем - сопровождавший Шаляпина врач Витензон. Как рассказывал аккомпаниатор певца Жорж Годзинский, Витензон брызгал в горло артиста лекарством, и во время дальнейших гастролей здоровье исполнителя ухудшалось. Согласно версии, к заболеванию лейкозом могло привести отравление бензолом в сочетании с воздействием радиации. Отмечается также, что за свою агентурную работу в Японии и Китае Серебрянский был награжден орденом «За беспощадную борьбу с контрреволюцией».
Шаляпин был похоронен в Париже на кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын, Федор, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984-го. Два года спустя там был установлен надгробный памятник.

Я читала эту книгу в юности, и вот перечитываю сейчас с огромным удовольствием.
|
</> |
