Нелитературный бунт

топ 100 блогов rayskiy-sergei01.06.2012 Люди!

Среди разного и всякого из того, что мы помним или нам и новым поколениям рассказывают про советскую школу, много говорится о её казённой, почти армейской дисциплине, обусловленной, разумеется, государственной идеологией. Да, в ответ на это часто рассказывают о своих замечательных школах, где ничего подобного не было и т.п. Но ведь самодурство, по-моему, существует само по себе. В моей школьной жизни было два отчётливо жёстких бунта, когда мы победили. Были и мелкие глоточки свободы. Не помню теперь, о чём я в этом ЖЖ рассказывал, о чём нет, так что, ежели повторюсь, не сердитесь.



Я школу заканчивал в 1987 году, когда у власти уже был Горбачёв и когда советская система уже разваливалась. В нашей школе к началу 80-х годов все комсомольско-пионерские дела уже давно превратились в скучную, тягомотную процедуру отъема времени у мирных школьников. Над многим мы уже смеялись тогда. Например, помню, что в первый учебный день после смерти Брежнева мы стояли у окна и "травили" анекдоты, а проходившая мимо парторг школы смотрела на нас с укором, прижимая к уголку глаза намокший платочек: она всерьёз плакала, а мы всерьёз смеялись. А уж когда умерли подряд Андропов и Черненко, даже директриса ничего не могла поделать с ухмылками старшеклассников.

Но страх еще был, и дисциплина держалась во многом за счет комсомола. И мы, кажется, всё еще верили в самый справедливый в мире социалистический строй и в то, что Ленин – самый великий и мудрый человек. И еще можно было запугать выговором в личное дело. Впрочем, недолго это было. Горбачёв умудрился все перевернуть. У меня от тех лет осталось странное впечатление. Я ничего не мог понять из газетных статей, особенно из публикаций речей Горбачёва, но уже чётко понимал, что ничего не понимаю, и почти перестал верить пропаганде. Однако открыто бунтовать мы еще не умели, да и причин серьёзных не было.

Первый всплеск общественной смелости в нашем классе состоялся в 1984 году, когда в наш восьмой класс пришёл новый преподаватель русского языка и литературы, выпускник вильнюсского пединститута – Айдас Антанович. Его имя быстро переделали в "Адидас Монтанович" и поначалу только подшучивали над ним. Потом это стало серьёзной проблемой: он не мог преподавать нам русский язык, так как сам плохо на нём говорил. И мы осмелились (это в 1984 году!) написать заявление директору с просьбой убрать от нас этого учителя, поскольку он не может преподавать нам. И его убрали, правда, так, будто он сам от нас отказался. Теперь, став учителем, я понимаю, что мы были жестоки: писали на доске грубые глупости, рисовали на его джинсах всякую ерунду… Но, с другой стороны, зачем ему было преподавать в Москве? Он и пятёрки по литературе ставил только тем, кто говорил без запинки, даже если полную чепуху.

В десятом классе, в конце октября, мы устроили второй бунт. Наш военрук (преподаватель НВП) хотел, чтобы мы по грязному двору ползали, имитируя отражение танковой атаки. А нам потом в этой одежде еще пять уроков сидеть. Или приносить форму с собой, а потом переодеваться. И мы решили устроить забастовку. Выстроились в рекреации, вывернули наизнанку школьные пиджаки, надели их и стояли молча. На нас долго кричала директриса, но мы добились своего. Впрочем, зимой военрук нам все же "отомстил": мы ходили "в атаку на условного противника" по заснеженному парку, окапывались, кидали гранаты. Зачем, спрашивается? Все затем же: делай, что велено, и не смей рассуждать. После этой "атаки", между прочим, человек десять учеников нашего класса заболели.

А весной, в конце апреля, мы всем классом прогуляли физику. Мы ушли с двух последних уроков в пятницу, в солнечный день, ушли все, кроме трех человек. Нам, конечно, в субботу устроили настоящую баню. Пришли директор и завуч, стали раздавать всем личные дела, утверждая, что мы все исключены из школы. Ну кто поверит, что за месяц до выпуска исключат весь 10-й класс, кроме трёх человек?! Однако нужно было, если можно так выразиться, "выдержать стиль". Ленка, наш комсорг, встала и завела ожидаемую начальством песню о том, что мы виноваты, что мы не подумали, что мы не хотели, что раскаиваемся и т.д. В том, что она говорила, была и правда: мы вовсе не желали зла учительнице физики, просто, как это часто бывает у школьников, не подумали. Тогда администрация делает второй смешной ход: нам заявляют, что исключат только шестерых, самых плохих. В этот момент некоторые из нас, не выдержав, опустили головы на руки, изо всех сил сдерживая смех. Опять встает Ленка, поёт следующую нужную песню: мол, исключать – так всех, мол, мы все виноваты одинаково. Разумеется, все мы бубним то же самое. И начальство нас "простило", заявив, что каждый получает выговор в личное дело. А кого это пугает? К тому же через неделю нас заставили убирать пришкольный участок, сказав, что за это выговор снимут. Опять ерунда: никто не вычеркивает выговор из личного дела или не пишет: "Выговор снят". Но, конечно, мы сделали вид, что всему верим, осознаем, исправляемся… Вот и все наши "микрореволюции".

Приходилось, правда, и хитрить. Возьмём, например, дискотеки. Сейчас это обычное дело. В СССР очень многое из западной массовой культуры считалось "идеологической диверсией буржуазии". Это касалось и рок-групп, которым официальная эстрада безуспешно пыталась противопоставить ВИА – вокально-инструментальные ансамбли. В десятом классе мы собирались организовать дискотеку. Директор школы потребовала, чтобы ей принесли список групп, музыка которых будет звучать на дискотеке. Увидев в списке названия "KISS", "Scorpions", "Queen" и некоторые другие, она запретила дискотеку до тех пор, пока мы не представим ей на утверждение другой репертуар. Это и неудивительно, потому что в газетах эти группы было принято ругать как "буржуазные", "фашиствующие" и т.д. Тогда ребята принесли директору второй список: ВИА "Поцелуй", ВИА "Скорпионы", ВИА "Королева"… И всё утвердили. Несмотря на это, дискотека проводилась при включенном свете и под неусыпным присмотром учителей.

Вообще борьба с чуждой идеологией и с "вольнодумством" в советской школе конца 1980-х гг. часто принимала неожиданно нелепые формы. Например, в десятом классе мы переняли новую моду: втыкать в лацкан пиджака канцелярские булавки. Казалось бы, что тут такого? Но когда я расположил булавки в форме двух крестов (ХХ), завуч школы подозрительно спросила, что это означает. Несколько растерявшись, поскольку эти кресты не обозначали ровным счетом ничего, я ответил, что имел в виду ХХ век. Не уверен, что мне поверили. Однако отстали.



А в вашей школьной жизни (я обращаюсь к тем, кто отучился в советские времена) бунты случались? Расскажите, пожалуйста. Или в комментариях, или у себя, если захочется, а мне ссылочку дайте тогда.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера там дождь с мокрым снегом прошел, к вечеру подмерзло, и началось. Утренний экшон где-то после первой минуты. За наводку, в том числе, спасибо Евгению Акулову, приславшему часть видеоматериалов на почту. https://vk.com/video-34740837_456267450 Апдейт. Еще прислали короткое, но ...
Я сегодня немного пьян. Объяснимо. Пятница, друзья, пивбар, разливное, и все такое. Но в сегодняшнем вечере была особая перчинка. В баре девушка с красивым грудным голосом пела старые советские песни. «Джон Грей» особенно сразил меня. Не слышал ее тыщу лет. Девушка пела ее, ...
Культура халифата по праву считается одной из самых «книжных». Арабы не просто любили книги – они создали из них настоящий культ. Поэт и вазир Фатх ибн Хакан ни одной свободной минуты не проводил без какой-нибудь книги, которую таскал с собой в рукаве и читал даже в уборной. Известный ...
Ой, всё)) Он уже правда съеден, потому что вкусный)) "Наполеон" прям с настоящей лесной земляникой))) Политой шоколадом)) Нет, не слипнется))) ...
Утром не завтракали. Решили подкрепиться в дороге или на месте. Как оказалось, это была ошибка. Дорога на Железнодорожный (оригинальнейшее название, Гердауэн в сто раз хуже) сразу двухполосная, по одной в каждую сторону. И везде вне населённых пунктов ограничение 70 км\ч. Зачем — не ...