Некоторые штрихи к истории модернизации броненосца "Ассар-и Тевфик"



В 1892 г. на османскую службу поступил 35-летний германский морской офицер Ойген Калау фон Хофе, или Хофе-паша, сразу же развивший довольно бурную инспекционную деятельность. В своих многочисленных докладах, в том числе на имя Султана, он много критиковал и предлагал те или иные мероприятия по повышению боеготовности флота и его усилению. Основной задачей ему виделась оборона проливов и столицы, а также обеспечение отправки морем солдат в те или иные части империи. В частности, особенно важной задачей он считал оборону Босфора от русского флота, которому османский сильно уступал (также как слабые и устаревшие он оценил и укрепления береговой обороны).
В целом, в течение всей службы у Султана Хофе-паша считал, что основой флота должны быть броненосцы, которые смогут обеспечить береговую оборону. В частности в 1899 г. он возражал против заказа в США крейсера (будущего "Меджидие"), считая, что класс крейсеров бесполезен для защиты побережья, и что для этой цели необходимы броненосные корабли.
А двумя годами ранее, после окончания греко-турецкой войны 1897 г., Хофе-паша представил Султану доклад о развитии османского флота, в котором указал, что корпуса находящихся в составе флота броненосцев прочны и пригодны для использования, и их можно будет продолжать использовать в случае модернизации их бронирования, вооружения и механизмов. Вполне возможно, что именно этот доклад дал старт программе модернизации турецких броненосных кораблей.
Первыми было решено модернизировать броненосцы "Месудие" и "Ассар-и Тевфик", которые в январе 1899 г. были отправлены для этого на верфь "Ансальдо" в Генуе. Практически год "Ассар-и Тевфик" простоял в Генуе, но работы так и не начались.

Если я правильно вижу, то в углу этого чертежа стоит штамп "Ансальдо", то есть предположительно, это проект "Ансальдо"
В связи с этим, было принято решение о проведении модернизации в Германии, на верфи в Киле. Вполне возможно, это было сделано с подачи Хофе-паши. Во всяком случае перевод корабля из Генуи в Киль был поручен именно ему. 30 мая 1900 г. переход "Ассар-и Тевфика" в Киль был завершен. В июле 1900 г. броненосец был осмотрен немецкими кораблестроителями и они представили несколько проектов его модернизации, а в августе представили проекты работ по каждой части корабля.
С самого начала работы по модернизации "Ассар-и Тевфика" сопровождали постоянные финансовые проблемы, причем не только по оплате работ, но и по выплате жалования морякам и, больше того, даже по их обмундированию (присланная в ноябре зимняя одежда оказалась негодной). Долги копились по всем статьям. Некоторые деньги были получены в марте 1901 г., но их хватило только на погашение трети долгов перед подрядчиками и за зимнюю форму, которую пришлось купить самостоятельно. К лету 1901 г. ситуация стала критической, туркам перестали даже давать займы. Офицерам и матросам не платили жалование уже девять месяцев, и им не на что было даже питаться. Видимо через Хофе-пашу во время Кильской недели ситуацию довели до Кайзера, что, однако, ничего не поменяло. В итоге только осенью 1901 г. из Стамбула были присланы деньги, которые позволили погасить все долги, а кроме того, фирме "Крупп" был перечислен аванс за производство работ.
Однако, финансовые проблемы продолжались и далее, и работы по модернизации начались только в 1904 г., и только в ноябре 1906 г. "Ассар-и Тевфика" отправился обратно в Стамбул. Стоит отметить, что модернизация "Месудие" закончилась в 1904 г., и именно в тот же год начались работы по "Ассар-и Тевфику", что указывает на то, что у Османской империи были деньги на работы только по одному кораблю.