Некоторые наблюдения школьной жизни. Часть 10.

топ 100 блогов Алексей Сизов22.03.2011

Продолжаю мои размышления и наблюдения  о школе и школьной жизни. Прошу воспринимать данную заметку не как попытка кого- то и чему - то научить и показать, какой я хороший или плохой, а как приглашение к дискуссии , для пользы дела.

Что хочется сказать по итогам  работы за две четверти.

Ну, во-первых. Если учитель демонстрирует  требовательность и принципиальность, то  дети под эти требования  быстро подстраиваются и начинают более или менее адекватно работать на уроке, да и по предмету в целом. Я эту мысль высказывал в своих первых статьях, но она нуждалась в подтверждении на практике. Подтверждается полностью. У каждого учителя своя методика подачи материала и  спроса с учеников его усвоения. Дети тоже не лыком шиты и,   по мере  возможностей, стараются избежать  опроса. Сделать это можно не придя на урок, по тем или иным причинам, затем заявить, что на уроке  меня не было и  что отвечать, не знаю. Многие так избегают  самостоятельных и проверочных работ. А исходя из того, что курс ОБЖ  читается по одному уроку в неделю, а выставлять  итоговые оценки можно  при наличии не менее трех оценок, то,  как правило,  с некоторыми  детьми возникают проблемы и они начинают этим шантажировать учителя. Вопрос  решил просто. Если человек по тем или иным причинам пропустил проверочную работу, то до конца периода(четверти) он  должен  эту работу все равно написать ( на перемене или после урока ) или,  при выставлении оценок  на последнем уроке,  я ему ставлю за эту работу «2».Материал по пропущенному уроку  всегда можно взять  у меня или в электронном виде, или, если у кого нет  компьютера, распечатку. На все вопросы, возникающие в ходе изучения материала  всегда готов ответить или лично, или через интернет
( мой адрес электронной почты есть у всех учеников). Требования доведены до всех учеников  при помощи записи в дневник и росписи ученика, что он эти требования понял. Теперь  прогуливать урок стало бессмысленно. Более того, считаю, что данное требование способствует росту ответственности учащихся и подготавливает их к обучению в ВУЗе.

Ну, второй момент, который  кажется элементарным, но почему то  не используется практически никогда. Момент, связанный с угрозами типа, да я  тебе поставлю «2» в четверти и так далее, вызову родителей  ну и прочее и тому подобное, что  постоянно слышишь в школе  из уст очень многих учителей. Здесь вступает в ход простое правило управления. Можешь сделать -сделай. Не можешь-не грозись. Как говорит народ: «Лучше один раз увидеть……». Данный принцип вводился постепенно и подводил детей я к этому  не спеша. Из урока в урок, от одной проверочной до другой  ужесточая требовательность. И в то же время всегда говорю, что тот, кто считает, что знания оценены не справедливо, может в любой момент прийти ко мне и  их (знания )продемонстрировать. И если человек имея плохие оценки, придёт ко мне в конце четверти и продемонстрирует знание материала - поставлю пять с удовольствием. Так же мои ученики знаю, что всегда можно прийти и переписать работу (не списать), тем самым улучшив оценку. Но на последнем уроке звенит звоночек и каждому воздается по заслугам. Пришлось в этой четверти поставить и две двойки. Но, к моему удивлению возражений не было. Хотя я ожидал бурю протестов и родительских визитов. Напрашивается вывод, что при требовательной и целенаправленной работе дети сами прекрасно понимают справедливость выставленных оценок. Ну и к  тому же все работы написанные детьми я сохраняю. Дабы избежать обвинений в  пристрастности и дети об этом знают. А, в общем и целом  испытываю чувство удовлетворения, так как  сумел  за относительно короткий период привить детям  хоть немного чувства ответственности,  интерес и  неплохие знания предмета.

Что касается двоек. Часто слышу высказывания, типа: «Учителя не умеют учить. А умеют только двойки ставить».  Друзья, у нас система оценок в школе -пятибалльная. А большинство считают ее трёхбалльной. Это не правильно. Это приносит большой вред, прежде всего детям, ибо порождает чувство безответственности и безнаказанности. Вовремя поставленная двойка может оказать  большую пользу, чем неправедная тройка или четверка. И жалко, что  многие родители, да и зачастую учителя, этого не понимают. Часто пишут, про тех педагогов, которые запоминались по тем или иным причинам в школе. Отмечают, что он так интересно вел урок, что слушали все взахлеб. У меня было  два таких педагога. Но  5  и 4 у них имели  40 % класса. Остальные три. Некоторые, периодически, два. Но мы их все равно любили.

Еще хочется остановиться на одном моменте, который бросился в глаза в школе (может в других школах не так). Отношение к учебному процессу. Конкретно к уроку. В моем понимании урок-святое. Снимать детей с урока  можно в крайнем случае. У нас же постоянно проходят какие то конкурсы, концерты самодеятельности и прочие  мероприятия в ходе которых  школьникам часто отменяют те или иные уроки (причем не только ОБЖ ,но и любые другие).Во время урока очень часто звучат  объявления по  громкоговорителю по тем или иным не слишком значимым поводам .Ради участия  в каких-либо соревнованиях  команды из 5-6 человек, отменяют уроки  во многих классах, а учитель идет с командой. Так у меня,  из моих немногих часов, пропало в этой четверти  3 занятия в  двух десятых и в двух одиннадцатых классах. Пришлось возмутиться и,  на очередное мероприятие, я отказался вести команду.

Ну и последнее замечание в продолжение темы соревнований. На каждые соревнования директор инструктирует мальчиков. Не надо выкладываться и побеждать. Мы приняли участие и ладно. Побеждают пусть другие. При этом  участники соревнований прошли мед контроль и допущены врачом. Не здесь ли лежат  истоки немощи наших будущих защитников. В моем понимании мальчик (будущий мужчина) должен воспитываться по принципу: или умереть, или победить. Не буквально, конечно, но в контексте сказанного. Причем не важно, спортивные это соревнования или олимпиада по предмету. И ставя так  вопрос, мы убиваем  в детях стремление к победе. Я бы сказал, что мы убиваем страсть к жизни.И  на выходе получаем   амеб как в физическом, так и в духовном смысле.

Ну а общий итог примерно такой. Я уже эту мысль высказывал.  Дети у нас нормальные. Разброс такой же, как и  то время, когда учились мы. А вот требовательности и принципиальности учителей по отношению к ним в настоящий момент  не хватает. И это, на мой взгляд, одна из основных причин низкой успеваемости и проблем  в школах.

 

Как всегда, с  удовольствием жду ваших отзывов. Спасибо за внимание.

P.S.Тем, кто не следит за моими публикациями, просьба при высказывание тех или иных замечаний, пробежаться по частям 2-9, так как многие вопросы, в контексте темы, там подняты.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прикол сейчас был.  Вчера лазил по автосайтам, глядел какие цены на авто. Моя чилитра уже подустала. Плюс то говно, которое сыпят на дороги в виде реагентов, радости машине не доставляют. Натурально начала гнить. Если до осени не пересяду в новую машину, считай сделаюсь ...
Миллионер Александр Зарибко, перестраиваясь в соседний ряд на подмосковной трассе, не включил поворотники и насмерть смял водителя "сузуки". 49-летний совладелец сети супермаркетов "Виктория" Александр Зарибко стал участником аварии, ...
..сказать пару слов о наболевшем. И раз уж так сложилась моя судьба, что на протяжении многих лет я играл, организовывал и всячески участвовал в жизни "ролевой тусовки", имею моральное право высказаться о своем нынешнем отношении к явлению. ...
Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - В Госдуму внесен законопроект, запрещающий иностранным физическим и юридическим лицам, гражданам РФ с двойным гражданством, а также лицам без гражданства учреждать СМИ в России. Об этом пишут "Известия" со ссылкой на авторов проекта Вадима Деньгина (ЛДПР ...
50 грамм тротила... Четверо пострадавших... Трое госпитализированы... Куча улиц  в центре столицы перекрыта. Полночи работали взрывотехники. Какое ж это "хулиганство"? Или у нас нет более подходящей статьи для подобных выходок? Москва. Покровка. Хулиганство, на мой взгляд, это поп ...