Неизвестные факты о Третьякове - создателе всемирно известной галереи.
pereklichka — 09.12.202227 декабря исполняется 190 лет со дня рождения человека, имя которого в нашей стране известно всем. Это П.М Третьяков — основатель Третьяковской галереи, которая лучше всякого памятника увековечила имя своего создателя.
Павел Михайлович был старшим из 12 детей в патриархальной семье потомственного купца. После смерти отца в свои неполные 18 лет он не только продолжил семейное дело, но и расширил его и со временем стал одним из крупнейших российских предпринимателей. Основанное им вместе с братом Товарищество Костромской льняной мануфактуры к концу столетия производило больше пряжи, чем Швеция, Голландия и Дания вместе взятые.
В 33 года Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова, в браке был счастлив и имел пятерых детей. По свидетельству современников, Павел Михайлович жил спокойной, размеренной жизнью, не любил шумных приемов и балов, не признавал излишеств, любил простую пищу, скромную одежду. Единственную «роскошь», которую он себе позволял – это ежедневная сигара. Этот скромный, молчаливый человек, которого домашние звали «неулыба», обладал добрым, отзывчивым сердцем и широкой русской душой.
Третьяков заботился о работниках на своих предприятиях. Так, при Костромской фабрике были построены родильный дом, ясли, школа, больница, дом престарелых. Он возглавлял Попечительское общество глухонемых, был основным благотворителем училища для глухонемых детей, открыл клинику для тяжелобольных с психиатрическим отделением. Павел Михайлович внес лепту в финансирование экспедиции Н. Миклухо-Маклая в Океанию, оказывал помощь многим учебным заведениям.
Интерес к живописи вылился у П.М. Третьякова в серьезное увлечение изобразительным искусством, он собирает коллекцию картин и в 1860 году пишет: «…для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». К 1872 году коллекция Третьякова насчитывала уже более полутора сотен полотен, и он приступил к строительству галереи, которая открылась для публики в 1874 году.
Хорошо известны слова П.М. Третьякова: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо». В толковом словаре меценат – это состоятельный человек, занимающийся безвозмездным финансированием объектов сферы искусства, науки и культуры. Как же понять слова Павла Михайловича? Несколько проясняет дело В.М. Васнецов, который сказал о Третьякове: «Он не меценат, а серьезный общественный работник, наш художественный труд для него не забава и прихоть, а серьезное общественное дело».
В самом деле, деятельность Третьякова не исчерпывалась спорадической раздачей определенных денежных сумм на поддержку вызвавшего интерес или симпатию явления культуры. По натуре и по знаниям Третьяков был ученым, который рассматривал историю русской живописи как историю поисков Истины русским народом. Самобытная русская живопись раскрывала тайну природы и человеческой души, говорила о традиционных ценностях русского народа, затрагивала проблемы, волновавшие российское общество.
П.М. Третьякова заботила судьба художников, с глубоким сочувствием он относился к их бедам, ему было важно, чтобы они творили, не думая о хлебе насущном — он организовал приют для вдов художников и неимущих живописцев. А вот еще очень важное его высказывание, отражающее его понимание сути своей деятельности: «Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьякова. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений».
Третьяков не разделял мнение о том, что русские художники способны только подражать западноевропейским мастерам, он был убежден, что русское искусство ждет «хорошая будущность». Он тонко чувствовал искусство, но при этом собственное мнение о приобретенных работах непременно сверял с мнением известных художников, хотя и не всегда к ним прислушивался. Так, он не захотел взять в галерею «Девочку с персиками» В. Серова и «Портрет неизвестной» И. Крамского – эти картины попали в галерею уже после смерти Третьякова.
Павел Михайлович приобрел всем нам хорошо известную картину «Утро в сосновом лесу» и стер фамилию К. Савицкого, который нарисовал медведицу с медвежатами (след подписи художника можно увидеть в правом нижнем углу). Хотя Третьяков и разделил гонорар в четыре тысячи рублей поровну, вклад Шишкина он считал значительно более весомым.
П.М. Третьяков хорошо помнил слова своего отца: «Что такое все наши познания, опытность и самые правила нравственности без веры, без сего путеводителя, и зоркого, и строгого, и снисходительного? Собственно, без религии живет лишь сумасшедший или во всем сомневающийся; тот и другой болен духом». Полнее понять это помогли иконы, которые Третьяков начал собирать с 1890 года. К концу жизни у него было более шестидесяти икон 15—17 веков, 1200 картин и 500 рисунков.
Павел Михайлович бесконечно любил свое детище. Каждое утро до начала работы в конторе он приходил в галерею, осматривал картину за картиной. Иногда ночью со свечой в руке обходил залы, зимой лично проверял показания термометров, боялся, чтобы картины «не озябли». Друзья вспоминают, что, когда заболела его жена, Третьяков сказал: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже, – галерея или она. Теперь вижу, что жена мне дороже». Они прожили в любви и согласии 33 года.
4 декабря 1898 года в возрасте 65 лет П.М. Третьяков скончался. Его последние слова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Потом он трижды произнес: «Верую!»
Низкий поклон доброму русскому человеку, созидателю, сыгравшему большую роль в становлении и развитии русской школы живописи.
(По материалам книги Л. Анисова. Русские художники. Непрочитанные страницы. М. 2017)
Юрий Кот,
блог на «Яндекс Дзен»