НЕБОСКРЁБЫ, НЕБОСКРЁБЫ...

Появились они у меня в своё время на конференции «Tall Buildings 2. Здания повышенной этажности» в Москве.

После неудачи с возведением дерзкой Вавилонской башни человечество много раз брало реванш. Колокольня Ивана Великого, Кёльнский собор, «железная дама» инженера Эйфеля - всё ближе и ближе подбирались к небу. Ну а самый первый «официальный» небоскреб, где люди могли функционировать по всей высоте здания, был построен в 1885 году в Чикаго - и было-то в нём всего десять этажей.

В нашей стране долгое время не строились небоскрёбы вообще.
Нет, сначала у нас было как в Чикаго, и Чехову понравилась первая московская высотка - восьмиэтажный доходный дом у Красных ворот, возведённый водочным магнатом Афремовым.

А вот Марина Цветаева писала так:
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы...
Домики с знаком породы,
С видом её сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Но потом магнатов и домовладельцев изгнали - и на махину Дворца Советов силёнок уже не хватило. Несколько сталинских высоток возвели в столице, а в других городах их даже недостроили, обрубили на уровне седьмого этажа. «Книжки» Нового Арбата, многоэтажная Академия наук, двадцатиэтажное здание свердловского обкома, где трудился Борис Ельцин... маловато для сверхдержавы. Зато теперь наверстываем.

Разумеется, абы куда небоскреб не воткнешь. В любом городе существуют ограничения по высоте, в каждом районе свои. В Москве это детально разработано: например, стараются сделать так, чтобы высотные дома не загораживали архитектурные памятники. Чем ближе к окраинам, тем выше можно строить. Небоскребам место на Третьем кольце, а ближе к центру уже нельзя.
Но нет правил без исключений. Наше законодательство дает право муниципалитетам в исключительных случаях игнорировать высотное ограничение. Пример - «Газпром-Сити» в Санкт-Петербурге, для которого мэрия издала специальное постановление.
Напомню - я это писал не вчера.
Многое с тех пор произошло.
И газпромовскую «кукурузину» от центра Питера отодвинули - что бы о ней сказала Цветаева? - и «Москва-Сити» разрослась.

А в мировом масштабе - такая же картина. Каждой стране лестно иметь «самое-самое», поэтому мы сейчас наблюдаем соревнование уже не зданий, а проектов. В ОАЭ, допустим, пообещают возвести супербилдинг - китайцы отвечают ещё более грандиозными планами.

В 1974 году Голливуд выпустил фильм-катастрофу «Ад в поднебесье» - о пожаре в самом высоком в мире небоскрёбе. Там пожарный упрекал архитектора, что здания строят все выше и выше, а бороться с огнём люди умеют лишь на уровне седьмого этажа, по длине лестницы пожарной машины. За полвека многое изменилось, но список напастей не стал короче.

Вот, например, ветровые нагрузки. Небоскрёб раскачивается под порывами ветра - не так сильно, как дерево, но раскачивается. Это нормально, закон физики - а всё же любые колебания опасны. Поэтому предусмотрены механизмы, которые гасят колебания высоток, - не для того, чтобы колебаний вообще не было (это невозможно), а чтобы не было резонанса. Один из способов - установить наверху демпфер. Он колеблется вместе с домом, но при этом настолько тяжел, что не поспевает за колебаниями здания и за счет инерции гасит их. Роль демпфера иногда выполняет резервуар с водой, которую можно пустить на тушение пожара. А на одном из небоскрёбов Нью-Йорка есть резервуар с тысячью тонн воды, которая, колеблясь, проходит взад-вперед через специальные фильтры и вырабатывает электричество.

Тема одной из сессий на конференции по высотным зданиям звучала так: «Вертикальная жилая среда: задачи проектирования жилых кварталов высокой плотности в новом тысячелетии». Действительно, современный небоскрёб - это не монофункциональное здание, а «вертикальный город». Внизу обычно находится несколько этажей стоянки, над ними - офисы, а на самом верху - квартиры и апартаменты. Ну а в пентхаусах под облаками живут боссы или самые высокопоставленные работники компаний, чьи офисы находятся двадцатью-тридцатью этажами ниже. Эти счастливчики ездят на работу не на машине, а на лифте.
ЭЙ, ЗАСТРОЙЩИКИ!
ТУТ МОГЛА БЫ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА!


С праздником!
Михаил ГУРЕВИЧ
|
</> |