Небольшой эпизод войны на севере Мозамбика
antinormanist — 17.08.20211558-я касадорская рота, сформированная 16-м пехотным полком, дислоцированным в Эворе, уже пару месяцев несла гарнизонную службу в городке Нова-Коимбра (ныне - Мешумуа) на западе Ньясы, в районе активной деятельности ФРЕЛИМО.
21 мая 1967 года была получена информация о лагере повстанцев на реке Лунью. Проверить её приказано на следующее утро 3-й боевой группе роты.
Как вспоминает фурриэль Жозе Розариу: "В течение вечера у нас, как водится, закончилось всё, что можно было выпить – пиво, апельсиновый сок и даже шоколадное молоко "Долка". Потому что перед каждым выходом нас преследовала мысль, что можем не вернуться".
На рассвете 22 мая боевая группа (это был в касадорских ротах аналог взвода) двинулась на задание, командовал сам командир роты, капитан Даниэл Делгаду. В качестве проводников группу сопровождали несколько местных африканских полицейских, которых в португальской Африке традиционно звали сипаями (сипайуш). Сипаи, как это было у них принято, несли в своих фляжках не воду, а "лиссабонскую воду" (так он называли вино).
Как вспоминал фурриэль Розариу: "Когда я обратил на это внимание африканцев, которые несли рацию, они уверенно ответили, что по дороге будет много воды. И именно вода стала причиной наших несчастий".
Группа преодолела три километра по дороге до реки Лунью, перешла мост и двинулась вверх по течению по правому берегу реки, в направлении предполагаемого места партизанского лагеря. Около 11 часов утра сипаи, заметив небольшой пруд, свернули к нему, чтобы наполнить свои фляжки водой. На обратном пути один из них решил срезать дорогу и…
Сработала партизанская мина-ловушка. Африканец был убит на месте, бывшие ближе всего к месту взрыва альферес милиции Саншу и фурриэль Моутинью получили тяжёлые ранения, осколки задели ещё 17 человек, включая комроты капитана Делгаду. Фурриэль Розариу, оставшийся старшим по званию, немедленно послал по рации кодовый сигнал "Зулу" – запрос экстренной эвакуации раненых вертолётами.
Два вертолёта "Алуэтт-III" из Метангулы прибыли весьма оперативно, но не смогли приземлиться из-за густых зарослей. Командир одной из машин смог найти подходящее место для посадки в нескольких сотнях метрах в стороне. Пока вертолёты садились туда, солдаты несли раненых товарищей на импровизированных носилках и брезентовых полотнищах. В ходе переноски раненых, капрал Сануэл Сегуро Леан, уступая дорогу носилкам с раненым, отступил на пару шагов с тропы. И наступил на противопехотную мину.
Фурриэль-санитар Вашку Пезаду да Силва вспоминает: "Я никогда не забуду увиденного. Он кричал от боли и я сразу вколол ему морфин. Помню, он попросил снять с него сапоги. Но у него больше не было ног".
В несколько рейсов вертолёты перевезли раненых в Нова-Коимбру, откуда наиболее тяжёлых самолётами "Донье" доставили в столицу округа Вила-Кабрал (современное название – Лишинга). Капрал Леан умер в госпитале несколько дней спустя. Альферес Саншу и фурриэль Моутинью стали инвалидами.
Срочно прилетевший на место командир 1891-го касадорского батальона, в состав которого входила рота, подполковник Жозе Родригиш Мария да Мата, поражённый потерями, приказал немедленно отступать. При этом в суматохе эвакуации раненых и отступления было забыто на месте полтора десятка автоматов G-3.
Это обнаружилось ближе к вечеру, и на следующее утро оставшийся единственным офицером в роте альферес Машаду Монтейру с трудом набрал два десятка добровольцев, чтобы отправиться на место вчерашней трагедии. Всё оружие было обнаружено на месте и возвращено в часть – очевидно, что повстанцы ФРЕЛИМО просто не заметили того, что произошло с португальцами в этом районе накануне.