Не все то золото...
doktor_killer — 29.05.2015 По роду своей деятельности я, возможно, чаще, ( точнее, каждый первый раз в случае работы с расстройствами невротического спектра) чем другие, сталкиваюсь с тем, как родители и иные старшие родственники, подобно монстру из Ада, с раннего детства так навоздействовали на психику своих детей, что удивительно, как вообще эти дети смогли социализироваться и стать относительно успешными (успешными – не значит счастливыми, заметьте).Нет, внешне эти семьи благополучны. Там никто не пьет, родители имеют высшее образование, должности, и семья может быть полной, в наличии даже бабушка –дедушка. Но при этом - дети нуждаются в лечении. Причем – минимум года за три до их появления.
На приеме (из воспоминаний пациентов).
Ребенку года четыре. Растет в семье, где мама, бабушка, дедушка. Ребенок любим, особенно старшими родственниками. Бабушка – любимой внучке. «Вот, внученька, скоро, когда я умру, меня сожгут в крематории. Ты обязательно там попроси, чтобы тебе открыли окошечко печки. Тогда ты сможешь увидеть, как от жары мои руки и ноги начнут шевелиться».
Ребенку – девять. Полна семья. Дедушка: «Да кому ты будешь нужна! Замуж тебя уж точно никто не возьмет, неряха, так здесь с нами и останешься».
Воспоминания, лет с трех. Неполная семья: мама и бабушка. При мальчике обсуждают, что у него «дефектные гены от отца». Что он – «бульба». Что «не стоило рожать, ничего хорошего из этого не выйдет». Взрослый уже «мальчик» вспоминает о том, как о нем всегда отзывались пренебрежительно старшие родственники, как он завидовал друзьям, с интересами которых считались родители. Но не потому, что им достались хорошие родители, а потому, что сами они – «нормальные, не дефектные».
Воспоминания. «Мама одна меня воспитывала, ей было некогда. Она работала, очень образованна была. Я сам и в садик ходил лет с трех, и готовить научился лет с пяти - она не успевала. Правда, обжегся один раз очень сильно».
Воспоминания пациентки (кстати, аналогичное имеет место быть очень часто, и чаще касается отношений девочек с матерями). «Ты-страшная, ты-уродина, ты – никчемна. Ты - тупая. Вот у других дети… (начинается рассказ, как другие дети прекрасны и как ей, маме, не повезло). Учись готовить и шить! Иначе совсем никому не нужна будешь. Зачем тебе в институт (на курсы, в кружок, в 10-й класс и т.п.)? У тебя все равно ничего не получится. Иди в училище, получай профессию!» Забегая вперед – та девочка сейчас дважды кандидат наук.
Для детей их семья – родители, бабушки-дедушки – это целый мир, и все, что ребенок от них слышит, не подвергаясь критике, принимается как данное, всерьез и надолго. Ребенок априори считает этих людей «самыми-самыми», как и всеми силами гонит от себя сомнения в их любви к себе, если они все ж возникают (я сейчас – о «нормальных» семьях, где никто никого не бьет, не пьет - не курит, все работают и имеют образование и стабильный материальный достаток). Во взрослом состоянии, когда удается критически осмысливать слова и поступки близких людей, эти воспоминания вызывают боль. Последствия же взросления человека в таких семьях останутся с ним навсегда.
Это все – присказка. А сказать я хочу про критикуемую сейчас в хвост и в гриву ювенальную юстицию, которая не на пустом месте родилась. Не все лежит на поверхности, и далеко не всегда внешне прекрасная семья благополучна. Может, поэтому вой и визг по поводу ее работы пронизывает сейчас СМИ, что не все, далеко не все лежит на поверхности, и – «не все то золото, что блестит» (с).
|
</> |