Не все довольны скрепами

В исследовании отмечается рост самоорганизации противников возведения новых церквей. Столкнувшись с отсутствием реакции со стороны властей и возросшей агрессивностью сторонников строительства храмов, протестующие смогли оказать сопротивление, и в ряде случаев их усилия оказались эффективны. Например, говорится в докладе, защитникам парка «Торфянка» удалось добиться переноса строительства в другое место, а затем в течение полугода противостоять православным активистам, пытавшимся обойти это решение.
Против возведения храмов протестовали также жители Москвы из Ясенева, Измайловского парка и Тропарево-Никулина. Конфликты вокруг строительства православных храмов отмечались в регионах, например, в Санкт-Петербурге, Рязани, Белгородской области, Екатеринбурге, Новокузнецке, Новороссийске, Обнинске и Смоленске.
Немало конфликтов было связано с культурными событиями и произведениями искусства, которые не устраивали в основном православных активистов, отмечается в докладе.
Их недовольство вылилось, например, в конфликт вокруг оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Новосибирского государственного театра оперы и балета. Также в Москве прихожане Благовещенского храма в Петровском парке попытались сорвать концерт, посвященный 20-летию радиостанции «Серебряный дождь» и устроили потасовку.
В зоне риска, по мнению аналитиков центра «Сова», остаются и российские мусульмане. Это связано с издержками антиэкстремистской и антитеррористической политики государства. При строительстве мечетей мусульманским организациям приходилось сталкиваться с протестами горожан, но чаще трудности были вызваны противодействием чиновников, не предоставлявших землю под мечети и препятствовавших уже начавшемуся строительству.
Давление оказывается и на представителей различных сект. В докладе говорится о 22 случаях нападений на религиозной почве (в 2014 году таких было зафиксировано 16), из которых 18 инцидентов — это нападения на Свидетелей Иеговы. Еще три инцидента — это нападения на мусульман, все они произошли в Москве...
В докладе подчеркивается, что РПЦ все чаще стала вмешиваться в общественную жизнь.
Фактически разделение церкви и государства исчезло, полагают в «Сове»: РПЦ воспользовалась «благоприятной политической конъюнктурой, когда политическое руководство страны проводит антизападную политику, во многом опираясь на идеологические наработки самой РПЦ»...
В 2015 году из федеральных и региональных бюджетов средства выделялись в основном на реставрацию религиозных объектов, подчеркивается в исследовании. Например, правительство Москвы увеличило расходы на программу реставрации на 50 млн руб. В общей сложности на реставрацию 14 религиозных объектов в течение года было потрачено 200 млн руб. На восстановление Соловецкого монастыря в рамках федеральной государственной программы было выделен 1 млрд руб, на реставрацию московского храма Рождества Богородицы на Кулишках - 475,6 млн руб. На проведение работ в соборной мечети Петербурга потребовалось 50 млн руб.
Также организации, напрямую подконтрольные Московскому патриархату РПЦ или близкие к РПЦ, получили крупные гранты, не связанные с реставрационными работами. Например, грант в размере 8 млн руб был выделен на организацию образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Как обращают внимание в центре «Сова», некоторые бюджетные траты были весьма неожиданными. Например, правительство Ростовской области разместило на сайте госзакупок две заявки на 450 тыс руб для организации банкета по случаю приезда патриарха Кирилла.
«В некоторых случаях чиновники не выделяли деньги напрямую, но использовали административные методы, чтобы побудить подчиненных финансово поддержать те или иные религиозные начинания», — подчеркивается в докладе. В качестве примера подобных взаимоотношений приводится поручение Минздрава Калужской области, который обязал сотрудников подведомственных организаций перечислить на счет епархии пожертвования на установку памятника святому Лаврентию.
ОТСЮДА

|
</> |